Царь Иван IV Грозный венчался на царство в 1546 году митрополитом Макарием. На него была возложена шапка Мономаха, после чего он стал в один ряд с римскими кесарями и обрёл название помазанника Божиего. С этого момента государь начал осуществлять свою давнюю мечту – построить новое великое государство. Правитель руководствовался концепцией «Москва – Третий Рим», а Русь называл Израилем.
Строитель нового государств
Историки отмечают – сам Иван Грозный величал себя Царём Израильским. «Израиль» могло означать «имеющий власть над силами» или «избранный». Современник царя – сбежавший за границу боярин Андрей Курбский – писал, что часто правитель называет Русь Израилем, а подданных – израильтянами. Таким же образом он требовал поступать и своих приближённых.
В Никоновской летописи Грозный в очередной раз подтверждает, что стремится построить в Москве «Новый Иерусалим». Отрывок из документа рассказывает о победе над Казанским Ханством, которая называется «обретением русским народом горнего, то есть небесного Сиона, или Иерусалима». Как раз в честь этого знаменательного события и возвели на Красной площади Храм Василия Блаженного – «Небесный Иерусалим».
Через века
Восприятие Ивана Грозного религиозного сооружения как «Небесного Иерусалима» пережила инициатора на много столетий. Так, уже в начале XXI века митрополит Владимир, отвечая на официальный запрос газеты «Аргументы и факты», назвал Храм Василия Блаженного одним из самых ярких воплощений славянского духа.
«А в Священном Писании имя Небесного Иерусалима прилагается к Царствию Божию – вечному царству добра, света и красоты. И лишь духовный слепец может не видеть, что православие, явленное в таких формах, как воплощённая мечта о Небесном Иерусалиме, было основой не только русской культуры, но и российской государственности», – резюмировал церковный служитель.
Следовательно, если идея оказалась актуальна спустя столько веков, возможно, Иван Грозный и не зря величал себя Царем Израильским, а Россию – Израилем…