20/09/23

Каготы: как возник самый дискриминируемый народ Европы

Западная Европа любит кичиться своей гражданской свободой и толерантностью к меньшинствам. Однако до сих пор в ней сохранилась каста людей, с которой остальные стараются не иметь общения.

«Дерьмовые нелюди»

В 1318 году король Франции Филипп V издал указ, по которому любой человек мог безнаказанно убить встретившегося ему кагота. Каготы объявлялись отравителями колодцев и распространителями проказы. После этого указа многие каготы бежали из королевских владений на юг Франции, где большинство феодалов не признавало власть короля. Некоторые перебрались за Пиренеи и обосновались на севере Испании. В этих регионах они и дожили до Нового времени. Раньше они были известны почти по всей Франции.

Но кто такие каготы? Народ, социальная группа или нечто иное? Средневековые описания каготов производят такое впечатление, что им отказывали в статусе людей. Их считали совершенно особой расой, отличающейся чётко выраженными физиологическими признаками.

Главной отличительной чертой каготов являлась врождённая круглоухость – отсутствие у них мочек ушей. Наряду с этим, каготы могли обладать также следующими признаками: карликовость, широкий рот, выдающееся надбровье. Средневековые авторы отмечают также такую черту каготов, как издаваемое ими зловоние. Отсюда, как считают, происходит название этого малого народа.

Предполагается, что в основе слова «кагот» лежит латинский глагол cacare, обозначающий акт дефекации (заимствованный в этом значении и в русский язык). От этого же глагола происходит провансальское слово cago, означающее «дерьмо». В разных регионах каготы имели и свои местные названия, тоже не слишком завидной этимологии.

Уже из этих названий ясно, с каким презрением относилось окружающее общество к каготам. А за что, собственно? За отличия во внешнем виде?

Весьма вероятно, что основой обособления каготов от остального населения послужили именно врождённые физические недостатки, воспринимавшиеся окружающими не просто как уродство, но как печать отверженности, наложенная Богом (или Сатаной). А отсюда легко было возникнуть массовым фобиям в отношении каготов. Кто распространяет чуму, холеру, различные другие тяжкие заболевания? Каготы. Кто травит воду в колодцах? Каготы. Кто вообще оскорбляет небеса самим своим уродливым существованием? Каготы и только они.
При этом достаточно было человеку попасть в касту каготов, чтобы его потомки уже никогда не выбрались оттуда, хоть бы даже они родились с нормальными ушами и обладали нормальным ростом. Правда, это случалось редко.

Европейские неприкасаемые

Дискриминация каготов достигла апогея в Средние века. Им запрещалось заниматься всякой работой, кроме плотничанья, плетения верёвок, рубки леса, рыболовства, рытья могил и изготовления гробов. Разрешалось каготам также наниматься в палачи.

Каготам дозволялось жить только в отдельных поселениях, своего рода гетто. Браки они также могли заключать только между собой.

В церквях для каготов устраивали особый низенький вход (не во всякой церкви такой имелся). Им запрещалось окунать руки в общую кропильницу. Кюре подавал им причастие на конце палки. Их детей нельзя было крестить в одной купели с детьми обычных людей. Даже если крещение проводилось обливанием, как было с некоторых пор принято в католицизме, это обливание производилось не там, где у нормальных детей. Каготам запрещалось ходить босиком – считалось, что этим они оскверняли то место, через которое прошли – а также браться руками за перила мостов. Хоронили каготов на отдельных кладбищах, вдали от других христиан.

За нарушение любого из этих запретов следовала, по тяжести преступления, смертная казнь либо отрубание ноги или руки.

В некоторых местах каготов обязывали носить особую одежду с изображением утиной лапы. Из этого следует, что физические недостатки каготов не всегда бросались в глаза. Их статус особой касты следовало подчёркивать и подкреплять.
В общем, положение каготов в средневековой Европе очень напоминает положение касты неприкасаемых (хариджанов) в Индии. Только неприкасаемые в Индии возникли на основе разделения труда, из-за принадлежности к определённым профессиям, считавшимся «нечистыми». Здесь же основанием для дискриминации и определённого рода неприкасаемости стали физические признаки.

Недостаток йода или мутация

Первые сведения о каготах относятся к Х веку. Но из них невозможно выяснить, как и почему возник этот малый народ, а также как возникла его дискриминация. На этот счёт существует множество разных предположений, которые невозможно проверить.
Одинаковость физических уродств, считавшихся присущими каготам, делает наиболее вероятной медицинскую гипотезу возникновения этого малого народа. А именно: отсутствие мочек ушей, равно как и карликовость, вызывалась недостатками питания. В частности, нехваткой йода. В горных местностях, где жило большинство каготов, дефицит йода в воде, а, следовательно, и в организме, является обычным явлением.

Кстати, самоназвание каготов – «кретьен» – что по-французски значит крестьянин. Это слово имеет во французском языке ту же этимологию, что и в русском, исходно означая «христианин». Любопытно, что название болезни «кретинизм», вызванной нехваткой йода в организме, взято именно из самоназвания каготов.

Однако это объяснение не учитывает того, что долгие века каготы жили и на равнине. Кроме того, в одной и той же местности в одной деревне рождались нормальные дети, а в соседней – каготы. Переселяясь в другую местность, каготы оставались каготами. В большинстве случаев нехватка йода ведёт не к отсутствию мочек ушей, а к росту зоба. Это позволяет считать, что в основе обособления каготов лежала какая-то генетическая мутация, вызывающая отсутствие мочек ушей и, в ряде случаев, карликовость. Следует, однако, особо отметить, что не всякий кагот – карлик, тем более что не всякий карлик – кагот.

Гипотеза о генетической мутации может объяснить то, что дискриминация каготов началась только в Х веке. Вероятно, в это время и возникла данная мутация. Во всяком случае, это объяснение значительно правдоподобнее версии, что каготы исходно были ремесленным цехом плотников. Одно время этот цех снискал большие богатства, и другие ремесленники якобы решили отомстить ему, инициировав дискриминацию плотников. Но разве все французские плотники Х века обладали таким врождённым свойством, как отсутствие мочек ушей? Конечно, нет.

Дискриминация отменена только на словах

Официально дискриминацию каготов во Франции отменила Великая революция 1789 года. В Испании каготы получили формальное равноправие в XIX веке. Но до сих пор интеграция каготов в гражданское общество происходит очень медленно. Мешают вековые предрассудки населения. Да и сами каготы не торопятся смешиваться с остальными. По-прежнему обычными являются браки каготов только внутри своей среды. Мы до сих пор не видели ни одного французского или испанского политика, вышедшего из касты каготов.