18/08/18

Как Андропов реформировал бы СССР, если бы не умер в 1984 году

Тема возможного продолжения андроповских реформ давно будоражит умы исследователей. Если бы не больные почки генсека, то жили бы мы в совершенно другой стране, – так думают многие. На чем это мнение основывается?

Просвещенный государственник

Согласно заявлению Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), в 1991 году 27% респондентов на вопрос «Кого из государственных, общественных и культурных деятелей России и СССР люди будут вспоминать через десятки лет?», назвали имя Юрия Андропова. Следом в опросном рейтинге шли Ленин и Горбачев, которые отстали от Андропова более чем в два раза.
Откуда такое признание? Директор управления социально-политических исследований группы компаний «РОМИР мониторинг» Михаил Тарусин объясняет, что у большинства людей популярностью пользуются государственные деятели, объединяющие в себе черты просвещенца, которому не чужды демократические идеи, и в то же время убежденного реформатора и жесткого государственника. Такой была Екатерина II. Примерно также сегодня аттестуют характер и личность Андропова, считает Тарусин.
Андропов без сомнения был интеллектуалом, что его выделяет на фоне предыдущих генсеков. Он прекрасно видел тот ворох социально-экономических проблем, которые были порождением инертности власти и коррупции. Но куда сложнее было воплотить свои намерения в жизнь.

Три сценария

Размышляя над будущим СССР при Андропове Михаил Тарусин дает три возможных сценария развития событий:
1. Андропов, изнуренный физическим недугом и борьбой с партийной номенклатурой, в конце концов, сломался бы. В этом случае советская система, продолжая стагнировать, рано или поздно бы сломалась.
2. Юрию Владимировичу, не затрагивая стратегических основ советской государственности, все же удается провести реформы в народном хозяйстве, создав экономическую модель наподобие китайской. При таком сценарии СССР продолжила бы «наводить шороху» на весь мир и в 90-е являлась бы мощнейшей державой.
3. Андропову удается начать успешные реформы, однако саморазрушение советской системы уже прошло точку невозврата. Дальнейшее развитие событий было бы сходно с реальным сценарием краха СССР.

Починить страну

Историк Александр Мясников больше соглашается с третьим сценарием. Андропов, конечно, хотел отремонтировать обветшалое здание СССР, но разрушительные процессы были запущены задолго до него, когда Хрущев пообещал, что к 1980 году будет построен коммунизм, считает историк.
На пути проведения реформ Андропова ждало бы немало трудностей. Во-первых, эффект не мог быть продолжительным без радикальных перемен. Во-вторых, «в ручном режиме» такой огромной страной руководить было невозможно. Нужен был эффективный управленческий аппарат, которого у Андропова не было.
Многие отмечают, что Андропову удалось наладить дисциплину, однако Александр Мясников к этому относится скептически: «Это же смешно, когда людей приходится с милицией загонять на работу или учебу». На долгое время этих мер бы не хватило.
Но главной помехой на пути андроповских реформ была коррупция. Да, можно вспомнить громкое «хлопковое дело», по которому к ответственности привлекли свыше 4000 человек. Однако причиной коррупции были не отдельные разболтавшиеся винтики, а фатальные сбои всей государственной машины. Андропову пришлось бы менять всю систему, а это было невероятно сложно.

Навстречу массам

Работая еще в КГБ, Юрий Андропов ездил по заводам страны, чтобы понять, почему экономика буксует. Он старался быть ближе к людям. Примечательно, что при Андропове на прилавках музыкальных магазинов стали появляться пластинки с зарубежными исполнителями, бывший глава КГБ охотно поддерживал Театр на Таганке и «Современник», более того, он даже писал стихи.
Возможно это была игра в либерализм, но Андропов, как дальновидный управленец понимал, что запросы масс нужно по возможности удовлетворять. Не исключено, что дальнейшие андроповские реформы затронули бы многие стороны жизни советских граждан. Вполне ожидаемым было некоторое смягчение цензуры и дозированное открытие для нас западной культуры.

Медленно, но верно

Многие политологи были уверены, что Юрий Владимирович не собирался ограничиваться исключительно командно-административными ресурсами, для него были приемлемы различные рычаги преобразований, в том числе и достаточно либеральные. Публицист Андрей Буровский предполагает, что мы увидели бы кооперативы и сочетание разных секторов экономик.
А дальше Андропов бы двигался маленькими шажками, пользуясь уже наработанными средствами, опасаясь, в отличие от того же Горбачева, что страна может «сойти с рельсов». История не раз демонстрировала, что этот путь — самый надежный и спокойный, отмечает Буровский.
Профессор политологии Калифорнийского университета Кен Робсон был уверен, что если бы Андропов не умер, то россияне до сих пор жили бы в Советском Союзе. Об этом же говорил известный кардиолог, академик Евгений Чазов. Лечащий врач Андропова также заметил, что в начале 80-х в декларации Всемирной организации здравоохранения было записано: «Рекомендуем развивающимся странам следовать примеру Советского Союза в медицине».
Если бы Андропову удалось прожить чуть дольше и безболезненно решить все насущные проблемы страны, то возможно до сих пор наша медицина была бы примером не только для стран Третьего мира, но и для развитого Запада.

Жесткая рука

Борьба с коррупцией – едва ли не единственное, в чем преуспел Андропов за недолгий период своего нахождения на посту генсека. Никто не сомневается, что она была бы продолжена, отмерь судьба ему больший срок. Генеральный директор Центра политических технологий Игорь Бунин уверен, что нашу страну ждала бы еще более активная кампания по наведению порядка. И не только бы сажали, но расстреливали.
Правда при этом, по словам Бунина, было бы «придавлено» диссидентское движение, а академик Сахаров вполне мог скончаться в Горьком во время одной из голодовок, о чем советские граждане узнали бы только из зарубежных радиостанций, которые продолжали бы «глушить».
Политологи уверены, что Андропов учитывая серьезный кризис власти, больше бы доверял молодым политикам. Себе на смену он вполне мог подготовить Рыжкова, Лигачева или Чебрикова. Не исключается и вариант с Ельциным. В любом случае, стране было не избежать постепенного ввода в политическую систему элементов демократии, а в экономику - рыночных принципов. Без этого никак, полагают специалисты.

Вперед к капитализму

Сегодня существуют две версии краха СССР: согласно первой, экономика страны была нежизнеспособной, а политическая система застарелой – это и предопределило постепенный развал всего механизма хозяйствования.
Вторая версия в большей степени конспирологическая. Она утверждает, что целью Перестройки была экспроприация народной собственности, передача ее в руки партийных бонз и представителей силовых структур, и, в конечном итоге, разрушение в угоду западному капиталу всей советской системы.
Блогер Василий Смирнов допускает, что Перестройка началась не с Горбачева, а затевалась еще в недрах КГБ лично Андроповым. Юрий Владимирович, считает Смирнов, разочаровавшись в советском строе, задумал отстранить партию от управления государством, отделить от СССР ряд южных республик, и самое главное – провести в Советском Союзе капиталистическую реставрацию. Как бы то ни было, все развивалось именно по такому сценарию.