11/06/21
mil.ru

Как английские солдаты Крымской войны научили русских носить балаклавы

Балаклава – головной убор, позволяющий его носителю оставаться инкогнито. С его же помощью можно согреться в холод, защитив от ветра и снега не только голову, но лицо и даже шею. Функциональные преимущества очевидны. Но в настоящее время балаклавы особенно часто носят именно российские солдаты. Выясним, почему.

Истоки и подноготная балаклавы

Любопытно, что сам термин «балаклава» имеет тюркские корни и переводится как «рыбный мешок». И называлась так первоначально не шапка, а крепость в Крыму, где еще в XV веке базировались османские военные части.

Считается, что балаклаву как элемент одежды придумали англичане в период Крымской кампании 1853-1856 годов. Зима рубежа 1854-1855 годов на Черноморском побережье выдалась настолько холодной, что единственным способом не продрогнуть до костей было ношение утепленного головного убора, наглухо закрывающего верхнюю часть головы, а также лицо и шею.

Непосредственным изобретателем балаклавы принято считать лорда Джеймса Томаса Кардигана, командовавшего одной из британских бригад в Балаклавской битве. Интересно, что тот же самый лорд придумал и другой элемент одежды – вязаную кофту на пуговицах, которую в честь изобретателя практически сразу же назвали «кардиганом». А вот название «балаклава» для шапки прижилось лишь к концу XIX века.

В Крымской кампании, к сожалению, «модники» нас одолели. С другой стороны, благодаря их смекалке мы приобщились к новой и весьма полезной в определенных условиях «фишке».

Балаклава в дальнейшем

Позже балаклавы носили бойцы Ирландской республиканской армии, радикально-экстремистские баски, а также молодчики из палестинской террористической организации «Черный октябрь», совершившей теракт на Олимпиаде 1972 года. В балаклаве же на рубеже 1980-х – 1990-х годов совершал преступления австралийский маньяк «Мистер Круэл», личность которого, кстати, так и не была идентифицирована.

Но особенно востребованным специфический головной убор оказался именно на территории нашей страны.

Как часть стандартной униформы ОМОНа шапка, сплошняком закрывающая голову, стала распространенной еще во времена «перестройки». В 90-е же годы, в связи с серьезным ростом преступности в России, для бойцов специального назначения данный элемент одежды сделался и вовсе обязательным.

Вооруженные полицейские проводили обыски и рейды именно в балаклавах, чтобы не быть узнанными. Террористы с боевиками тоже не горели желанием «засвечиваться» – и с этой целью также скрывали лица.

В период Чеченских кампаний балаклава для военных разведчиков и снайперов была так же обязательна, как вооружение и боеприпасы. Ведь в случае обнаружения и опознания могло не поздоровиться не только самим бойцам, но и их семьям, а также родным и близким.

По телевидению в 1990-е постоянно показывали людей в балаклавах и с  соответствующим антуражем. Так в массовом сознании сформировалась устойчивая связь шапки с прорезями с какой-либо из противоборствующих сторон. Но в любом случае с чем-то пугающим и опасным.

Усвоив этот психологический нюанс, хулиганы, грабители и футбольные фанаты стали активно прибегать к ношению балаклав, устрашая жертв – при полнейшей собственной безнаказанности.

Балаклава в наши дни

Шапка с прорезями по-прежнему остается характерным и неотъемлемым атрибутом бойцов специального назначения, а также криминальных элементов террористической направленности. Правда, данная тенденция в настоящее время трансформируется, притом в самом непредсказуемом направлении.

Дополнительно существуют нейтральные варианты ношения головных уборов, наглухо закрывающих лицо. Например, в мото- и автоспорте балаклавы используются как подшлемники – для дополнительного тепла и для защиты лица от пыли, грязи, ветра и насекомых. Но «рыбные мешки» все чаще выходят за пределы нейтральности и проникают даже в шоу-бизнес.

В мир моды балаклавы интегрировались благодаря рэперам. Нынешний хип-хоп коммерциализировался и стал приносить многомиллиардные прибыли, а участники уже, как правило, далеки от «жизни улиц». Тем не менее, криминальный антураж поддерживать все же приходится. Поэтому непременным атрибутом нынешнего рэпера является либо бандана, либо балаклава.

Если не все, то уж точно многие помнят скандальную выходку группы Pussy Riot 21 февраля 2012 года в Храме Христа Спасителя. На преступницах были надеты именно балаклавы, причем нелепые, цветные и аляповатые. По словам одной из участниц коллектива, Надежды Толоконниковой, хулиганкам хотелось одним махом выставить в потешном виде и террористов, и работников силовых структур.

Масло в огонь подливает и некий «субкоманданте Маркос» – квази-анонимный писатель, публицист и экстремистский пропагандист, подражающий Че Геваре, но, в отличие от последнего, скрывающий свое лицо под балаклавой. Во всяком случае, мексиканские власти уверены, что это не кто иной как Рафаэль Себастьян Гийен Висенте. Он преспокойно и частенько появляется в объективах камер, делая скандальные заявления. Протест становится «пафосным» и «гламурным», как и его атрибут – балаклава.

Еще совсем недавно воспринимавшийся устрашающе, в наши дни этот головной убор постепенно утрачивает свой криминально-кровавый и спецназовский антураж. Он даже начинает использоваться как модный аксессуар. И предусматривается теперь даже в линейке Gucci.

Так что однозначно заявлять о том, что балаклава сегодня – это исключительно российская прерогатива, наверное, все-таки некорректно.

Как видим, радикально менять свое ситуационное значение свойственно не только образам и символам, но и предметам одежды. Воинствующее и героическое с легкостью можно выставить слащавым, модным и даже в чьем-то исполнении карикатурным.