11/11/18

Как авианосцы 3-го Рейха могли расширить СССР до Ла-Манша

Американские военные аналитики уверены: будь у Гитлера авианосцы с истребителями и пикирующими бомбардировщиками, операция «День D» 6 июня 1944 года могла пройти совсем иначе. Конечно, речь идет о вымысле, но логика доказывает, что именно так должно было быть! Помешали политические интриги в стане Гитлера. Между тем, несостоявшаяся, хотя и ожидаемая победа немцев в ходе высадки десанта союзников серьезно повлияла бы на ход 2-й Мировой войны и последующее развитие Европы. В сильном проигрыше оказались бы Соединенные Штаты. Это не означает, что 3-й Рейх мог победить, исход войны в любом случае был предрешен доблестными советскими войсками.

Советский Союз от Сахалина до Ла-Манша

Военные стратеги, как известно, большие фантазеры. Впрочем, у них такая работа – многовариантно предсказывать развитие битв и сражений, чтобы делать точные прогнозы в новых войнах. Итак, согласно негативному сценарию, к июню 1944 года немецкий флот под надежным прикрытием авианосцев, обеспечивающих защиту с воздуха, предсказуемо меняет прописку. Корабли Кригсмарине из портов Северного моря и Норвегии перемещаются поближе к Англии.

Затем в «День D» десантные транспорты и суда сопровождения союзников подвергаются мощному и, главное, внезапному нападению немецкой авиации. Хотя история не знает сослагательного наклонения, тем не менее, нетрудно предсказать дальнейшее развитие событий. Во-первых, десантирование провалилось бы, во-вторых, союзники понесли бы огромные потери, в-третьих, Франклин Рузвельт не был бы переизбран на следующий президентский срок и, в-четвертых, СССР захватил бы всю Европу, лишив США в будущем огромного плацдарма в ходе предстоящей Холодной войны. Ну, а затем, учитывая влиятельные левые движения во Франции и Италии, а также политическую апатию повергнутой Германии, Советский Союз мог бы включить в свой состав весь Старый Свет!

4 авианосца адмирала Редера

Дворцовые разборки между адмиралом Эрихом Редером и маршалом 3-го Рейха Германом Герингом стали причиной того, что у ВМФ гитлеровской Германии летом 1944 года не оказалось авианосцев. Редер настаивал на мобильной морской авиации, а Геринг был против этого. Тем не менее в конце 1938 года Гитлер одобрил строительство первого из 4-х спроектированных авианосцев, названного в честь графа Цеппелина – того самого, который поднял в небо гигантские дирижабли. Последний авианесущий корабль из этой серии немцы планировали построить как раз к июлю 1944 года. Но 30 января 1943 года Гитлер распорядился закрыть этот проект.

«Все, что летает, принадлежит мне»

Редер, как известно, был назначен командующим флотом Веймарской республики еще в 1928 году. В своих мемуарах он написал «к 1932 году мы полностью спроектировали и имели в виде образца многоцелевой самолет (морского базирования) для сбрасывания бомб, мин и торпед, а также палубный истребитель преследования. Немецкий завод Kiel AG (Incorporated) построил эффективную катапульту для запуска самолетов с борта кораблей, а военно-морской флот в экспериментальном институте протестировал самолетную торпеду, а также в компании Oerlikon (в Швейцарии) испытал 20 мм морскую пушку». Все это вселяло надежду на хорошее будущее немецких авианосцев.

Однако через год произошли серьезные политические изменения: президент нацистского Рейхстага Геринг стал министром авиации Германии в первом коалиционном кабинете канцлера Гитлера. Тогда же Редер выступил с предложением, согласно которому военную авиацию планировалось разделить на два независимых подразделения – армейские ВВС и морские ВВС. Как это, кстати, было сделано во Франции, Японии и США. Но более влиятельный Геринг заявил: «все, что летает, принадлежит мне».

Борьба за власть

В своих мемуарах Редер писал: «из всех людей, близких Гитлеру, Геринг был тем, с кем у меня были самые жестокие конфликты. Мы были совершенными противоположностями, как в личном плане, так и в идеологическом. Хотя он, возможно, был храбрым и способным летчиком в 1-й Мировой войне, ему не хватало всех необходимых черт для руководства ВВС. Он обладал колоссальным тщеславием, которое ... было опасно, потому, что оно сочеталось с безграничными амбициями». Отметим, что Геринг был назначенным политическим преемником Гитлера.

Вот еще из мемуаров Редера: «Гитлер намеренно нагружал Геринга задачами, не входящими в его служебную компетенцию, чтобы амбициозный маршал не стал его опасным политическим противником». В итоге самолеты Люфтваффе базировались только на суше, даже если решали военно-морские задачи. Таким образом, развитие авианосцев в гитлеровской Германии отражало скрытую борьбу между адмиралом Редером и могущественным маршалом Герингом.

Мечта адмирала Редера: 60 самолетов на борту и скорость 33 узла

По итогам 1-й Мировой войны Германии было разрешено иметь либо один авианосец водоизмещением 38500 тонн, или 2 авианосца с водоизмещением 19250 тонн каждый. Редер же в 1933 году хотел иметь два авианесущих корабля с 50-60 самолетами на борту и со скоростью до 33 узлов. В качестве образца был выбран японский авианосец Akagi, который позднее был использован для нападения на Перл-Харбор.

Однако в 1935 году немцы отказались от японского и британского подхода. Вместо этого было принято решение строить авианосец с более длинной палубой. В целом, в фашистской Германии придерживались стратегии, согласно которой авианосцы были кораблями сопровождения ударных крейсеров.

Graf Zeppelin

Контракт на строительство Graf Zeppelin был заключен 16 ноября 1935 года с немецким заводом Kiel AG (Incorporated), а киль был заложен 28 декабря 1936 года на стапеле №1. Примерно через два года — 8 декабря 1938 г. — корабль был готов. Подготовка к ходовым испытаниям начались зимой 1940 года, но 29 апреля 1940 г. Редер потребовал вернуть судно в порт. Причина заключалась в том, что авианосец не был укомплектован вооружением. Его тяжелые орудия были отправлены в Норвегию в качестве береговых батарей, а зенитные пушки — в другие страны. Предназначенные для Graf Zeppelin 43 истребителя Me-109 были изъяты для воздушной войны с Англией.

6 июля 1940 года Graf Zeppelin был отбуксирован в Готенхафен, чтобы обеспечить его безопасность от бомбардировок Королевских ВВС. Тогда же Гитлер триумфально вернулся в Берлин из своей победоносной французской кампании. Случилось это через пять дней после того, как должно было начаться строительство второго авианосца, но работы были отложены на неопределенное время. Позже Graf Zeppelin был переоборудован в плавучий склад для перевозки дерева. В конце войны его затопили.

Гитлер «уничтожил» свои авианосцы

В конце декабря 1942 года в Баренцевом море англичане разбили немцев. Когда Гитлер услышал эту новость по радио и не смог получить быстрый отчет от своего военно-морского командования, он пришел в ярость. Позже в штаб-квартире в Восточной Пруссии бесноватый фюрер в присутствии других участников совещания более часа орал на Редера. «Все большие корабли должны быть утилизированы, — взревел в конце своей речи он. — И их дорогое военно-морское вооружение должно быть перенесено на Атлантическую стену, чтобы помочь парировать ожидаемое вторжение союзников. Что касается уже строящихся судов, то работы на них тоже нужно остановить».

Послевоенная история Graf Zeppelin

Аварийно-спасательная служба Балтийского флота СССР восстановила герметичность корпуса первого и последнего фашистского авианосца и помпами откачала воду. Произошло это летом 1945 года, тогда же Graf Zeppelin включили в состав ВМФ Советского Союза под названием «Цеппелин». Через 2 года детище адмирала Редера было использовано в качестве мишени, после чего корабль затонул уже навсегда.