11/10/19

Как Брежнев после войны боролся с бандеровцами на Западной Украине

Будущий руководитель советского государства Леонид Брежнев до 1950 года указывал в документах, что он украинец. Возможно, именно поэтому сразу после  Великой Отечественной войны он получил ответственное назначение на Западную Украину – в то время «горячую точку» Советского Союза.

Брежнев против бандеровцев

С 1 сентября 1945 по 13 июня 1946 года генерал-майор Брежнев занимал должность начальника политуправления и входил в состав Военного совета Прикарпатского военного округа. Округ был создан на базе бывшего 4-го Украинского фронта, в котором Брежнев ранее занимал тот же пост. В отличие от других военных округов, в Прикарпатье мир не наступил. Здесь действовали отряды УПА*, руководимые украинскими националистами. Ситуация требовала активных политических разъяснений не только для населения, но и для военнослужащих, поскольку бандеровцы активно вели пропаганду против советской власти.

К Брежневу стекались донесения о многочисленных преступлениях националистов. Сохранились, к примеру, адресованные Леониду Ильичу послания от начальника политотдела Львовского облвоенкомата Суворова и его коллеги с Волыни Грицова. В свою очередь, Брежнев не только использовал эту информацию в работе, но и передавал её «выше».

Что мог извлечь Брежнев из донесений о «террористических действиях» УПА? Во-первых, перед ним чётко вырисовывался морально-нравственный облик противника – фактически с красноармейцами воевали бандиты. О какой «борьбе за идеалы» можно было говорить, если бандеровцы уничтожали целые семьи, не щадя маленьких детей? Украинцев могли убить за любой контакт с советской властью, причём с особой жестокостью. Чего стоит, например, расправа над тремя девушками-работницами из села Малый Кунинец, которых бандеровцы перед смертью пытали, царапая им лица иглами.

Во-вторых, исходя из тактики повстанцев, можно было планировать контрмеры. Например, чтобы выходя на террористические акты не выделяться, националисты грабили демобилизованных красноармейцев, отбирая у них шинели, гимнастёрки и всё остальное, вплоть до орденов. Так что внешне бандеровец мог выглядеть как «свой». Обычным делом были одиночные убийства военнослужащих, после чего преступники сразу скрывались в лесах, где их сложно было найти. В связи с активностью боевиков в тёмное время суток на Западной Украине пришлось ввести своего рода «комендантский час» для красноармейцев.

«Среди личного состава частей проводится разъяснительная работа – беседы о бдительности, о поведении военнослужащих в районах действий банд», - докладывал Брежнев Главному политическому управлению Красной Армии в октябре 1945 года.

Брежнев также внимательно следил за внутренней ситуацией во вверенных ему частях. В одном из своих донесений он указывает на случаи конфликтов между красноармейцами и бойцами НКВД. Последние, считая себя «высшей кастой», случалось, избивали солдат Красной Армии. Брежнев жаловался начальнику Главпура Красной Армии, что в частях НКВД на территории его округа отсутствуют «порядок и дисциплина».

«В первую очередь интересовался проявлениями национализма»

В своих воспоминаниях Брежнев не касается службы в Прикарпатье. Книга «Возрождение» начинается с того, что «жарким летом 1946 года» бывший политработник прибывает в Запорожье. Отсюда, как известно, началось его восхождение по партийной лестнице к вершинам власти. И всё-таки события на Западной Украине оставили глубокий след в душе будущего генсека. Отношение к «националистическим пережиткам» иллюстрируют следующие слова, сказанные им в одном из выступлений:

«Иностранные империалисты и их прислужники – буржуазные националисты – не останавливались ни перед чем, пытаясь превратить Украину в опорный пункт борьбы против<...> Советского государства».

Как рассказывается в воспоминаниях генерала Валентина Варенникова, Брежнев в разговорах нередко касался «особенностей Западной Украины». Даже через много лет после ликвидации УПА, встречаясь с местными руководителями, он в первую очередь интересовался «проявлениями национализма».

* - организация запрещена в Российской Федерации.