04/11/25

Как Чаушеску требовал у Брежнева Молдавию

Приход к власти Николае Чаушеску в 1965 году ознаменовал появление самого парадоксального лидера в соцлагере. С одной стороны — верный союзник по Варшавскому договору, с другой — независимый политик, осмелившийся в 1968 году не только осудить ввод войск в Чехословакию, но и объявить мобилизацию против «старшего брата». Эта независимость достигала пика в идеологической сфере, где румынский лидер бросил вызов советской исторической доктрине.

Доктрина «Великой Румынии»

Основой внутренней политики Чаушеску стал агрессивный национализм. Была ликвидирована венгерская автономия в Трансильвании, а в научный оборот внедрялась теория о прямом происхождении румын от древних римлян. Но главным стало возрождение концепции «Великой Румынии» в границах 1940 года, включавших Бессарабию и Северную Буковину (отошедшие к СССР), а также Южную Добруджу (переданную Болгарии).

Румынская пропаганда настойчиво утверждала: молдаван как отдельного народа не существует, а их язык — диалект румынского. Это была не просто историческая ревизия — это была идеологическая диверсия, направленная на самую уязвимую советскую республику.

 Брежнев против Чаушеску

Кульминацией идеологического противостояния стала встреча двух лидеров в Крыму 5 августа 1977 года. Несмотря на дружеское обращение «Николай Андреевич», Брежнев был непреклонен. Он назвал румынскую пропаганду «антимолдавской» и прямо заявил: «Если вы пишете о незаконности захвата царизмом Молдавии, то отсюда недалеко и до территориальных претензий».

Предки Ленина: какие факты о них скрывала советская власть

Чаушеску, прекрасно владевший русским, парировал изощренно. Он апеллировал к марксизму, напоминая, что Маркс называл Российскую империю «тюрьмой народов». «Когда я был в Кишинёве, люди говорили со мной не на каком-то молдавском языке, они говорили со мной по-румынски», — заявил румынский лидер, отрицая существование молдавской идентичности.

Ревизия истории как основа территориальных претензий

Брежнев указал на то, что общность языка не означает единства нации. Например, в Великобритании и США говорят на одном английском языке, а в Германии и Австрии – на одном немецком. Тем не менее, это разные нации и разные государства. Да, царизм представлял собой тюрьму народов, но, по сравнению с тем «адом», который был у молдаван в составе Османской империи, Российская империя была для них «сущим раем». Присоединение Молдавии к России имело прогрессивное значение для молдавского народа, и это марксистская оценка, подчеркнул Брежнев. Если вы пишете о незаконности захвата царизмом Молдавии, то отсюда недалеко и до территориальных претензий, подчеркнул генсек КПСС.

Чаушеску возражал, что из признания колониального характера царской политики не следуют территориальные претензии к СССР. Советский лидер странным образом видит в СССР наследника Российской империи, но мы их не отождествляем. Однако мы хотим объективности в освещении данных исторических вопросов в СССР, заявил румынский вождь. В частности, признания того факта, что в составе Османской империи Молдавия обладала автономией, а в составе Российской империи оказалась её лишена.

Короче, по вопросам совместной истории оба руководителя не пришли ни к какому соглашению. Каждый остался при своём мнении. Великодержавный и националистический тон государственной пропаганды в Румынии превалировал тем больше, чем ближе к трагической развязке подходило правление «кондукэтора» и «гения Карпат». Реваншистская идеология Великой Румынии надолго пережила Чаушеску и в наше время определяет мировоззрение многих политических кругов в Румынии и в Молдавии.