Как цыган призывали на фронт во время Великой Отечественной

Расхожее утверждение, что советских цыган не призывали на фронты Великой Отечественной не совсем верно. Представители этого народа воевали, и даже получали высшие воинские звания, однако в силу объективных причин их участие в войне было ограниченным.

Цыганский вопрос

В 1932-33 годах, после того как Советский Союз столкнулся с невиданным для страны голодом, в первую очередь в сельских регионах, цыгане стали массово переезжать в крупные города, надеясь там найти и кров, и пропитание. Особенно много цыган появилось в Москве. Они приспосабливались жизни в городе кто как мог: официально трудоустроиться было практически невозможно, поэтому многие довольствовались нерегулярными подработками, кто-то промышлял традиционным ремеслом – гаданием, приходилось попрошайничать и даже воровать.

Весной 1933 года в стране началась паспортизация. Цыгане, как народ без определенного места жительства, не могли рассчитывать на заветный документ, который, к слову, давал право на получение продуктовых карточек. По городам прокатилась волна крупномасштабных облав, объектом которых были в том числе и цыгане. Обычно пойманных высылали с последующим запретом селиться ближе, чем на 100 километров к Москве, Ленинграду и столицам союзных республик.

Но к цыганам применили более суровые меры. Их ждала отправка в специально созданные трудовые поселки в Западной Сибири. Наиболее массовые поимки цыган происходили в Москве. Ранним утром 28 июня 1933 года в Томскую область из столицы было отправлено пять эшелонов, в которых находились почти 5,5 тысяч человек со своим хозяйством, включая домашний скот. Масштабная депортация цыган также коснулась Ленинграда и Киева. Причем ленинградских цыган высылали в Норильск, где им приходилось выживать в совершенно непривычных условиях. Для многих эта ссылка закончилась гибелью.

Цыганам так и не удалось прижиться в трудопоселениях, начались массовые побеги. Уже осенью 1933 года Чичкаюлский поселок в Томской области, куда ссылали кочевой народ, почти опустел, – отмечает историк Виктор Земсков. На эту тему была даже сложена частушка: «Надоела нам корчевка, надоело корчевать, с Чичкаюлского поселка захотелось убежать». Беглецов быстро возвращали на место, однако при повторном побеге им уже грозила отправка в лагеря.

Еще сильнее цыгане, как и многие другие граждане СССР, пострадали от репрессий 1937-38 годов. Ярлык «социально-опасный элемент» навешивали на всех цыган без разбора. Теперь их ждали уже не трудовые поселения, а настоящий ГУЛАГ. Цыган отлавливали почти по всей стране. На территории РСФСР активные чистки коснулись Смоленской, Рязанской, Калужской, Калининской, Тульской и Владимирской областей. Цыган брали целыми таборами и поодиночке – чаще всего на вокзалах. На сей раз главным пунктом назначения для пересыльных стал поселок «Тайга» под Новосибирском.

По самым скромным подсчетам жертвами депортации стали десятки тысяч представителей цыганского этноса, несколько сотен из них были расстреляны. Одним их печальных итогов Большого террора стало значительное сокращение численности цыган. Если согласно переписи 1926 года в Советском Союзе проживало свыше 60 тысяч цыган, то в переписи 1937 года их насчитали всего 2,2 тысячи. Возможно эти данные следует считать заниженными, так как в силу кочевого образа жизни часть цыган ускользнула от попадания в статистику, многие из них предпочли причислить себя к другим национальностям.

После вторжения гитлеровской Германии в СССР начался настоящий геноцид цыган. Как представители «низшей расы» (наяду с евреями) цыгане подлежали незамедлительному уничтожению. Всего нацистами и их союзниками на оккупированной территории Советского Союза с 1941 по 1944 годы было истреблено до 30 тысяч цыган – около 80% цыганского населения захваченных территорий СССР.

На фронт добровольцем

Несмотря на массовую депортацию цыган в Сибирь в канун Великой Отечественной войны в европейской части России оставалось еще немало представителей этой национальности. Большинство продолжало вести кочевой образ жизни, но кто-то стал заниматься ремеслами, поступил в колхоз или осел в городе, получив прописку и работу.

Оседлые мужчины цыгане, наравне с другими гражданами, прикреплялись к военкоматам, а поэтому с началом войны в числе прочих они шли на фронт. Многие цыгане добровольно приходили в пункты призыва: они понимали, что победа гитлеровской Германии означает неизбежный конец цыганам как этносу. Цыгане воевали и в пехоте, и в танковых войсках, и в артиллерии, и в кавалерии, были среди них летчики, разведчики и медицинские работники. Кочевые цыгане, сумевшие ускользнуть от айнзацгрупп, охотно примыкали к партизанским отрядам.

Впрочем, среди цыган, как представителей вольного народа, были нередки случаи дезертирства. А кто-то не желал защищать власть, которая еще недавно притесняла их соплеменников. Фронтовик Яков Айзенштат, впоследствии известный адвокат, в своих воспоминаниях описывал случай, как цыгане-призывники устроили «концерт» на пересыльном пункте. Они взахлеб рассказывали, где будут воевать, как будут защищать родину и бить врага. А под утро от этих цыган и след простыл, сообщает Айзенштат.

Но были и среди цыган-фронтовиков и настоящие герои. Один из них – снайпер Виктор Беляков, который своими меткими выстрелами отправил на тот свет немало врагов. Командир его подразделения докладывал о своем подопечном вышестоящему начальству: «Месяц не уходит с передовой, на его счету полсотни фрицев. Не хочет уходить пока не добьет до сотни». К середине 1943 года на счету Белякова было уже 206 уничтоженных фашистов. Он прошел всю войну, за боевые заслуги получил Орден Красной Звезды и главное — остался в живых.

Известно, что 11 цыган были удостоены высшей воинской награды – звания Героя Советского Союза, однако подробные сведения существуют лишь об одном из них: матросе Тимофее Прокофьеве, воевавшем в морской пехоте Черноморского флота. Прокофьев был освобожден от призыва на фронт, так как работал на водном транспорте. Однако, когда в апреле 1942 года погиб его младший брат Василий, Тимофей, несмотря на бронь, попросился на фронт добровольцем. Не сразу, но его просьбу удовлетворили.

В 1943 году Тимофей Прокофьев принимал участие Новороссийской десантной операции. Вместе с другими бойцами 18-й десантной армии Черноморской группы он несколько месяцев оборонял отвоеванный у немцев небольшой плацдарм в районе Станички (мыс Мысхако), получивший известность как Малая земля. В сентября 1943 года Прокофьев принимал участие в освобождении Новороссийска, а в конце осени он уже воевал под Керчью. Героическая страница жизни Тимофея Прокофьева была написана в марте следующего года. Он и еще 55 морских пехотинцев участвовали в освобождении Николаева, противостоя на своем плацдарме многократно превосходящим силам противника. В живых осталось лишь 9 десантников, погиб и сам Тимофей.

Цыгане помогали достижению победы не только на полях сражений, но и в тылу. Труппа цыганского театра «Ромэн» практически всю войну провела в концертных поездках. Артисты выступали и на передовой, поднимая боевой дух красноармейцев, и в городах, зарабатывая деньги на нужды фронта. К началу 1944 года коллектив театра «Ромэн» перечислил в действующую армию почти 500 тысяч рублей.

Во время гастролей на Дальнем Востоке цыганские артисты получили из Москвы телеграмму следующего содержания: «Прошу передать сотрудникам Московского государственного театра «Ромэн», собравшим 75 000 рублей на строительство бомбардировщика «Цыганский театр Ромэн», мой братский привет и благодарность Красной Армии. И. Сталин».

У московских цыган есть хорошая традиция. Каждый год 8 апреля, в Международный день цыган, они приходят к Москва-реке почтить память соплеменников, отдавших свою жизнь за освобождение родины в годы Великой Отечественной войны, опуская в реку живые цветы. По некоторым оценкам, та война унесла жизни более 200 тысяч советских цыган.