Если верить открытиям современной генетики, то оказывается, что великие герои и великие злодеи - почти братья. У них много общего. Это общее - ген авантюризма. О нем и поговорим.
Анализируя ДНК аборигенов с гавайских островов, генетики пришли к выводу, что архипелаг был колонизирован выходцами из Африки (или наоборот) примерно 2300 лет назад, причем их путешествие по Земле с исторической точки зрения началось не так давно. «Ни одно животное не мигрирует, как человек, - утверждает директор Лейпцигского Института по эволюционной антропологии Сванте Паабо. – Неандертальцы жили до нас не одну сотню тысяч лет, но они не были путешественниками. Всего за 50 тысяч лет мы заселили всю землю».
Сванте Паабо утверждает, что число людей, которые стремятся открыть новые горизонты, только увеличивается, причем, они мечтают уже покорить дальний космос. Среди них Майкл Барратт, дайвер, пилот, врач, моряк, один из тех, кто в числе 12 человек, проходит подготовку к полету на Марс. Между тем он знает, что шансов вернутся назад не так уж много. Но это его не останавливает. Жажда новых открытий в нем пересиливает риск смертельной опасности. На вопрос «почему?», отвечает геном человека. Оказывается, что такие люди имеют мутацию гена DRD4, которая получила код аллель 7R.
Аллель 7R гена DRD4 открыла в 1999 году группа генетиков из Калифорнийского университета в Ирвине во главе Чуан Шэном Ченом (Chuansheng Chen).Именно они выяснили, почему любопытство сильнее инстинкта самосохранения. Оказывается, в клетках человеческого мозга вырабатывается специальный белок «дофаминовый рецептор D4», имеющий отношения к «удовольствию».
Так вот, за этот самый белок и отвечает ген DRD4. Более того, калифорнийские ученые установили, что данный ген встречается в различных вариациях, и чаще всего – в виде 4R. Его обладатели стремятся к новым ощущениям, но не настолько, чтобы рисковать.
Но у 20% людей DRD4 имеет вариацию 7R, слабо влияющую на «удовольствие». Именно таким «счастливчикам» не сидится на месте, так как для нейрохимического равновесия требуются более яркие впечатления. И в самом деле, статистический анализ моделей поведения таких людей выявил общую закономерность – склонность к авантюризму. Более того, за 12 лет исследований выяснилось, что чаще всего 7R встречается у людей, чьи предки в поисках лучшей доли покинули свою историческую родину.
Англичанка Джоли К. долгое время посещала семейного психиатра по поводу сексуальной распущенности. «У меня было два-три половых партнеров в неделю, хотя секса не хотелось, - рассказывает Джоли К. – Но, когда пила препараты, снижающие либидо, чувствовала себя плохо». На вопрос, почему в данных случаях транквилизаторы не помогают? – ответили ученые Пенке, Л. и Миллер, Г. Ф. (2007) в 2007 году в статье «Генетическая эволюция личности». По их мнению, практически все транссексуалы и люди, склонные к сексуальной распущенности, имеют аллель7R.
Однако эта вариация является итогом изменения человеческого общества. «В результате ужесточения окружающей среды нарушалась стабильность семейных пар, - размышляет Пенке, Л. – Новые связи инициировали несоизмеримо больше впечатлений, чем бывает в устойчивом обществе. В последующих поколениях избыток эмоций компенсировался мутацией DRD4, дабы слишком остро не реагировать на новизну. Теперь же, в стабильном обществе, люди с 7R вынуждены искать дополнительные впечатления».
В американской педагогической практике долгое время господствовала теория «фермеров и охотников». Проще говоря, спокойных детей учителя относили к «землепашцам», а активных – к «воинам». Считалось, что на поведение учеников накладывает свой отпечаток наследственность.
Однако в конце 80-х годов прошлого века неожиданно ввели термин «синдром дефицита внимания и гиперактивности» (СДВГ). Такой подход позволил психиатрам назначать «сорвиголовам» седативные препараты. И в самом деле, дети становились спокойнее. Но после прекращения такого «лечения» их гиперактивность только усиливалась.
Ситуация изменилась совсем недавно, когда установили прямую взаимосвязь между СДВГ и геном авантюризма. Была даже идея сортировать школьников по классам в зависимости от наличия в гене ребенка DRD4 вариаций 7R и 4R. Однако от этой затеи отказались, поскольку во взрослой жизни, они так или иначе будут между собой контрактовать.
Многие эксперты и аналитики уверены, что человек, обладающий аллелью 4R, вряд ли способен на убийство. И это могло быть основанием для оправдательного алиби. Напротив, среди тех, кто имеет ген «авантюризма», встречаются самые настоящие монстры. В то же время ученый Кеннет Кидд, который был в команде, открывшей ген DRD4, считает, что не стоит демонизировать 7R.
В частности исследования показали, что многие «авантюристы» становятся прекрасными учеными, которые выдвигают самые невероятные гипотезы, а потом их и доказывают. «Это всего лишь вариация гена, возникшая из-за внешних условий, - убежден Кеннет Кидд. – Вспомните, ген для переваривания лактозы. 15000 лет назад почти никто не нес этот ген, потому что он не давал никаких преимуществ. Но когда первые крестьяне в Европе начали пасти коров, предложив людям совершенно иной образ жизни, этот ген дал человечеству доступ к надежному источнику питания – молоку. Здесь - то же самое. Если носители гена авантюризма получат преимущества в виде научной и предпринимательской карьеры, то он будет усиливаться».
И скорей всего, именно так оно и будет. Следовательно, всё чаще будут рождаться Эйнштейны…и Франкенштейны.