Казалось бы, Средняя Азия лежит очень далеко от целей вермахта во Второй мировой войне. Но планируя нападение на СССР, нацистские стратеги пытались повернуть в свою пользу фактор многонационального состава нашей страны. Одним из козырей казалось положение народов Средней Азии, якобы стремящихся к независимости.
Средняя Азия – часть Среднего Востока
Оккупация Средней Азии не предусматривалась планом «Барбаросса», согласно которому германские войска должны были остановиться на линии Архангельск—Астрахань. Однако поражение Советского Союза виделось Гитлеру лишь прелюдией к поражению Британской империи. С этих позиций Средняя Азия рассматривалась как часть обширного Среднего Востока, над которым нацисты собирались установить контроль, используя, как им представлялось, ненависть мусульманских народов Востока и к британскому, и к русскому колониальному владычеству.
С этой целью гитлеровская Германия засылала свою агентуру в Иран, Ирак и Афганистан, пытаясь совершить там перевороты и утвердить пронацистские режимы. Такой переворот удалось осуществить весной 1941 года в Ираке. Новое правительство Ирака предоставило Люфтваффе свои аэродромы. Этот поворот событий совсем не устраивал Великобританию. Дело закончилось вторжением британских войск в Ирак со стороны Басры (в 2003 году операцию против Ирака почти по таким же канонам осуществили США с союзниками по НАТО). В течение месяца англичане полностью разгромили иракские войска и восстановили у власти пробританское правительство.
Активность нацистской агентуры в Иране и Афганистане сильно беспокоила не только Лондон, но и Москву – после того, как 22 июня 1941 года Германия напала на СССР. 25 августа 1941 года советские и британские войска начали совместную военную операцию против Ирана. Она закончилась оккупацией этой страны и отстранением от власти политиков, склонявшихся к сотрудничеству с Германией. Афганистан только потому избежал англо-советской интервенции, что время от времени соглашался высылать из страны тех германских агентов, на которых ему указывали посольства СССР и Великобритании.
Не имея возможности непосредственно воздействовать на Среднюю Азию силами вермахта, нацисты пытались, с помощью своих агентов в Иране и Афганистане, поднять там антисоветское восстание. Одновременно они в пропагандистских целях производили формирование добровольческих туркестанских частей.
Туркестанский легион
Первоначально Гитлер не соглашался с созданием коллаборационистских частей из военнопленных различных национальностей Советского Союза. Он рассчитывал на «чисто немецкую» военную победу. Однако некоторые структуры в обход Гитлера уже с августа 1941 года начали формирование таких войск.
Первым был Абвер (военная разведка), готовивший восстание в Средней Азии. Батальоны из уроженцев советской Средней Азии он рассматривал как диверсионные группы, засылаемые в тыл и призванные такое восстание разжечь. Затем к нему присоединилось Верховное командование сухопутных войск (ОКХ), разрешившее в ноябре 1941 года создавать охранные части из туркестанских добровольцев.
Наконец, после начала отступления вермахта из-под Москвы, 17 декабря 1941 года верховное командование имперских вооружённых сил (ОКВ) издало приказ о начале формирования Туркестанского легиона. 20 декабря этот приказ был утверждён Гитлером.
С августа 1942 года отдельные батальоны Туркестанского легиона принимали участие (в составе немецких полков и дивизий) в боях с советскими войсками. Большинство их было выведено с фронта в январе 1943 года и использовалось в дальнейшем в борьбе с партизанами на территориях как Советского Союза, так и Югославии, Италии и Франции.
Мнения о боеспособности туркестанских батальонов противоречивы. До января 1943 года они понесли невысокие потери – от 9% до 20% личного состава в каждом батальоне. В приказе командования 16-й немецкой моторизованной дивизии отмечалось, что легионеры «завоевали право носить немецкую военную форму». Случаи перехода бойцов Туркестанского легиона на сторону советских войск, а также партизан, известны, но единичны. Тем не менее, в сентябре 1943 года последние туркестанские части были сняты с Восточного фронта и направлены в тыл и на Запад. Видимо, это было связано с падением их веры в способность вермахта дойти до Средней Азии.
Восстание в Средней Азии и вторжение басмачей из Афганистана
Превратить Среднюю Азию в антисоветский и антибританский плацдарм немцы реально могли только с помощью восстания. С этой целью в 1941 году усилиями агентов Абвера в Афганистане была создана структура «Унион» (впоследствии «Фаал»), в которой видную роль играли бежавшие из СССР полевые командиры басмачей – курбаши Махмуд-бек, Мубашир-хан Тирази, Камчи-бек и другие. Уже в сентябре 1941 года первый диверсионный рейд в советскую Среднюю Азию (в Бадахшан и Киргизию) совершил курбаши Камчи-бек.
В 1942 году Средняя Азия привлекала наибольшее внимание гитлеровских стратегов. Вермахт нацеливался на захват Кавказа вплоть до Баку. С побережья Каспийского моря можно было непосредственно подать руку помощи басмачам. В Берлине уже отбирали личный состав управлений будущего рейхскомиссариата «Туркестан», который планировалось создать в оккупированной советской Средней Азии. Но немецкие войска не дошли до Каспия.
В то же время сами курбаши и их кураторы из Абвера испытывали нехватку кадров. Из большого числа среднеазиатских беженцев, осевших в Афганистане, только 22 тысячи человек согласились встать на учёт у своих бывших полевых командиров, и то многие из них отнюдь не рвались в новую войну.
В 1943 году, когда стало ясно, что в Закавказье вермахт уже никогда не придёт, Абвер более плотно приступил к подготовке восстания в Средней Азии. Теперь оно рассматривалось как одна из последних надежд на подрыв СССР изнутри.
Советская контрразведка не дремала. Агент Ром, как его называл Евгений Примаков в «Очерках истории российской внешней разведки», индиец по происхождению, внедрившись в «Фаал», парализовал его работу и вынудил бежать куратора «Фаала» Курта Расмуса.
В мае-июне 1943 года Великобритания и СССР почти одновременно потребовали у короля Афганистана закрыть германское посольство в Кабуле и выслать из страны всех немецких подданных. Афганистан выполнил эти требования. Вторжение банд басмачей на территорию СССР под руководством нацистских инструкторов было предотвращено. Впрочем, даже если бы оно реализовалось, трудно представить, чтобы оно смогло бы вызвать отпадение Средней Азии от СССР и создание там германского протектората. Хотя вред, конечно, нанести могло.