31/10/21
кадр из фильма «Северная звезда»

Какие фильмы снимал Голливуд про СССР во время Второй мировой войны

После того, как президент Рузвельт заключил союз со Сталиным, американская «фабрика грёз» выпустила ряд фильмов об СССР. Голливудские ленты, снятые в годы Второй мировой войны, интересны тем, что в них ещё не было того критического отношения к советскому строю, которое закрепилось в западном кинематографе после Фултонской речи Черчилля.

«Русская рапсодия»

В первую очередь американцев интересовал, конечно, ход войны на Восточном фронте. Информационный запрос могли удовлетворить только реальные кадры.

«Выпущено несколько документальных фильмов, смонтированных из советской хроники: «Советская власть», «Наш русский фронт» и «Русская повесть». Последний из них рассказывает о военных традициях русского народа, не раз громившего захватчиков и интервентов», - отмечал в 1944 году киновед Георгий Авенариус (цитируется по журналу «Смена», No17).

Затронута «русская» тема и в жанре мультфильма. Очень характерна для военных лет пропагандистская короткометражка «Русская рапсодия», которую студия Warner Brothers выпустила в 1944 году. Собственно, под «русскими» здесь подразумеваются низкорослые гремлины, запрыгнувшие в самолёт Адольфа Гитлера, пока тот летел бомбить Кремль. Возглавляет странных существ усач в папахе. Гремлины пропиливают в стенке фюзеляжа дыру, и фюрер, пролетев несколько сот метров, оказывается погребён под обломками собственного самолёта.

«Миссия в Москву»

Но основу продукции Голливуда всегда составляли жанровые игровые фильмы. Среди них «Миссия в Москву» - экранизация воспоминаний бывшего американского посла в СССР Джозефа Эдварда Дэвиса. В этой ленте, снятой в 1943 году, показана верхушка партийного аппарата и члены их семей – Михаил Калинин, жена Молотова Полина Жемчужина. СССР предстаёт как сытое счастливое общество, устремлённое к единой цели. Сталинские репрессии оправдываются борьбой с реальными внутренними врагами. Столь приглаженный позитивный образ союзника связан с тем, что на стадии производства в съемки лично вмешался президент Франклин Рузвельт, который исправил некоторые политические акценты.

«Северная звезда»

Продолжением «советской» линии в том же году стала лента «Северная звезда» киностудии RKO Pictures. Она показывает довоенный быт колхозников Украины и горькую реальность оккупации, заставляющую их пойти в партизаны. Стоит отметить, что «партизанская» тема звучала в Голливуде очень часто. Возможно, для съёмок батальных сцен и показа героизма Красной Армии на передовой у киноделов просто не было средств.

Продюсер Сэм Голдвин, выполняя заказ Рузвельта, стремился пробудить в американцах симпатию к советским гражданам. Сценарий написала коммунистка Лилиан Хеллман. Вдохновляясь русской классикой, она создала историю, в которой нашлось место и любви, и героизму. Сюжетные мотивы фильма основаны на подлинных преступлениях немцев, например, взятии крови у русских детей. Финальный монолог актрисы Энн Бакстер, сыгравшей колхозницу Марину Павлову, звучит как политический манифест:

«Мы сделаем эту войну последней. Мы сделаем мир свободным для всех. Земля принадлежит нам, народу. Если мы сражаемся за нее. И мы будем сражаться!».

Тем более примечательно, что в 1957 году фильм был перемонтирован и переозвучен так, что украинские партизаны «превратились» в... венгров, сопротивляющихся советской оккупации.

«Песнь о России»

Продолжилась «русская» серия и на следующий год. Фильм «Песнь о России» для кинокомпании Metro-Goldwyn-Mayer снимал режиссёр-эмигрант Григорий Ратов. И вновь повторяется тема счастливой советской жизни, растоптанной немецким нашествием. На этом фоне разворачивается любовь дирижёра-американца Джона Мередита и советской пианистки Нади Степановой. С художественной точки зрения лента не блещет особыми достоинствами, её даже называли «патриотической ерундой». О режиссёрских качествах Григория Ратова негативно отзывался Михаил Чехов (племянник классика), сыгравший одну из «русских» ролей.

«Дни славы»

Напротив, фильм «Дни славы», в котором балерина российского происхождении Тамара Туманова составила компанию «звёздному» Грегори Пеку, считается одной из лучших картин 1944 года. И вновь американскому зрителю показывают партизан на оккупированной территории, причём Россия предстаёт как суровая заснеженная страна. Командир партизанского отряда Владимир Дитятько воюет бок о бок с отважной девушкой Ниной. Роман героев выглядит искренним ещё и потому, что сами актёры после съемок едва не поженились.

Кроме этих картин, в годы войны Голливуд снял ленты «Мисс В. из Москвы», «Почва для опасного конфликта», «Три русских девушки», «Сталинградский паренёк», «Контратака» и другие.

Впоследствии Комиссия по расследованию антиамериканской деятельности назвала фильмы, вышедшие в прокат при Рузвельте, «просоветской пропагандой».