Когда из жизни ушел Иосиф Сталин, Михаил Горбачев уже учился в университете. Как же отнесся будущий глава СССР к смерти Сталина? И что сделал после того, как узнал эту новость?
«Сталин – нашей юности полет»
Имя Иосифа Виссарионовича Сталина сопровождало жизнь Михаила Сергеевича Горбачева с самых малых лет. И речь не только о репрессиях, которым подверглись оба деда президента СССР. Дело в том, что Горбачев родился в 1931 году, когда Сталин уже находился у власти. Портрет вождя стоял на почетном месте в доме Пантелея Гопкало, деда Михаила Сергеевича по материнской линии, который, несмотря на неподдельное ликование по поводу революции в России, лишь чудом избежал расстрела.
Сам Михаил Горбачев по молодости лет тоже был убежденным коммунистом, а Иосиф Сталин, по его же словам, «олицетворял собой всю систему». Недаром в качестве темы для выпускного школьного сочинения Горбачев выбрал тему: «Сталин – наша слава боевая, Сталин – нашей юности полет». Об этом бывший генеральный секретарь ЦК КПСС откровенно признался в своих мемуарах «Остаюсь оптимистом». Впоследствии сочинение Горбачева демонстрировали другим школьникам как образец для подражания.
Новость о смерти вождя
Если принять на веру все слова Михаила Горбачева, то получается, что смерть Иосифа Сталина должна была стать для него настоящим ударом. «Так оно было» - вспоминал через много лет Горбачев. О кончине вождя будущий советский лидер узнал мартовским утром 1953 года во время лекции в Московском Государственном Университете, где он тогда учился. Новость сообщила студентам преподаватель. Причем, как утверждает Горбачев, она сказал об этом «сквозь слезы».
Большинство студентов восприняло известие как трагедию для всей страны. И это несмотря на то, что родители многих из них пострадали от репрессий. Не стал исключением и Михаил Горбачев, который искренне переживал уход Сталина из жизни. Впрочем, всех интересовало главным образом будущее, которое без вождя представлялось весьма туманным. Однокурсник Горбачева Зденек Млынарж спросил тогда товарища: «Что теперь будет?». Михаил с тревогой ответил: «Не знаю».
Смешанные чувства
Михаил Горбачев вместе с Млынаржем и другими приятелями поспешил проститься со Сталиным, тело которого было выставлено в Колонном зале. Горбачеву удалось миновать давки, так как он пробрался к зданию закоулками. Однако стоять в очереди ему, как и всем, пришлось всю ночь. Михаил Сергеевич рассказывал, что тогда впервые увидел Сталина вблизи. Он так описывал свое состояние в тот момент: «Глазами ищу на нем (на лице Сталина) следы величия, но что-то из увиденного мешает мне, рождает смешанные чувства».
Эти самые «смешанные чувства» терзали Горбачева и до этого. Как пишет Дэвид Ремник в своей книге «Могила Ленина», в 1952 году на одной из лекций в вузе, когда преподаватель читал труды Сталина, Михаил Горбачев спросил его: «Почему мы этого не обсуждаем?». Тогда его даже не наказали. Все дело было в том, что Горбачев был не только комсомольским вожаком, но и очень осторожным человеком. По вечерам, когда он вместе с друзьями болтал в комнате общежития, потрет Сталина на всякий случай переворачивался лицевой стороной к стене. Хотя об «отце народов» речь на посиделках не заходила ни разу.