Одним из символов победы, наряду с танком «Т-34» и штурмовиком Ил-2 стала «Катюша». И, хотя может показаться, что героизма в артобстреле врага с дальних позиций немного, советские минометчики, когда возникала необходимость, проявляли чудеса храбрости. Одним из ярких, но малоизвестных эпизодов Великой Отечественной Войны стал бой расчета «Катюши» у деревни Кожемяки, произошедший в июне 1944 года.
Операция «Багратион»
В конце июня 1944 года Красная армия приступила к осуществлению крупнейшей наступательной операции Великой Отечественной войны, «Багратион», известной также как Белорусская операция. Пор воспоминаниям Георгия Жукова (книга «Воспоминания и размышления»), несмотря на общий успех наступления, тяжелая ситуация сложилась в районе Витебска, где фронт имел выступ, так называемый «балкон», что позволяло немцам проводить контрудары во фланг и тыл наступающих частей. Жертвой такого фронтового положения и стал экипаж одной из «Катюш», попавший в окружение в ночь с 25 на 26 июня.
Бой не на жизнь, а на смерть
По сути «Катюша» представляет собой реактивную минометную установку, смонтированную на шасси автомобиля ЗИС. Броневой защиты такая техника не имеет и для участия в ближнем бою не предназначена, хотя бы из-за невозможности вести огонь прямой наводкой. Казалось бы, единственный шанс для экипажа спастись заключался в том, чтобы бросить машину и с боем отходить к своим или сдаться. но ни того, ни другого минометчики делать не собирались.
Пока немецкие части были на подходе, расчет открыл по ним огонь, выводя из строя пехоту, легкую и среднюю бронетехнику. Даже разорвавшийся в 5-10 метрах от танка реактивный снаряд обладал большой разрушительной силой – его осколки прошивали броню и перебивали гусеницы. Враг наступал большими силами, и вскоре навесной огонь стал невозможен. Но минометчики уже были готовы к этому…
Как рассказывает в своей книге «Катюша» Александр Кожин, проблему невозможности вести огонь прямой наводкой советские минометчики научились решать еще в начале войны. Для этого передние колеса автомобиля просто загоняли в специальную траншею. Такую подготовили и наши герои, пока враг был на подступах. На немцев обрушился шквал огня невиданной силы. В результате потери Вермахта составили более 500 солдат и офицеров, 13 автомобилей и бронемашин, 4 орудия и самоходки.
Память
Конечно, шансов выстоять в неравном бою у советских минометчиков просто не было. Наводчик батареи, Сергей Бородулин, был ранен, но не покинул свой пост и продолжал вести огонь, в результате чего сгорел заживо в машине. Также в бою погибли и другие члены расчета: командир экипажа, Тимофей Светличный, и шофер, Павел Назаренко.
Все бойцы героического расчета были посмертно награждены званиями Героя Советского Союза. Останки их, изначально захороненные в деревне Кожемяки, в 1959 году были перезахоронены в городе Сенно, а на могиле героев – установлен памятник.