05/10/21

Как Красная Армия применяла боевых роботов на Советско-финляндской войне

Столь популярная сейчас радиоуправляемая техника конструировалась и эффективно использовалась еще в годы существования Советского Союза. Так, во время войны с Финляндией красноармейцы немало удивили врага, направив против него удаленно-управляемые танки.

Первые эксперименты

Для изучения принципа радиоуправляемого танка был взят легкий французский Renault FT-17, захваченный в качестве трофея у белогвардейцев. Он развивал скорость до 4 км/ч и выполнял три команды: поворот налево, направо и остановка. Именно эти модели формировали танковый парк польской армии в годы Второй мировой войны, а также отлично зарекомендовали себя при обороне Брестской крепости в 1939 году.

М. Коломиец в исследовании «Легкий танк Рено FT» акцентирует внимание на том, что модернизированный советский телетанк выгодно отличался от оригинала тем, что управлялся с помощью радиосистемы «МОСТ-1», а не по проводам. Он получил пафосное название «Борец за свободу товарищ Ленин», хотя в научной литературе его нередко обозначают, как «русский Рено».

Этот образец был выпущен в количестве 15 единиц, которые поступили на вооружение в армию в 1920 году, но в боевых действиях не участвовали.

Руководивший работой над телетанками Владимир Бекаури впоследствии был арестован по обвинению в шпионаже в пользу Германии, а его проекты были признаны авантюрными. Однако ряд высоких чиновников, включая маршала Тухачевского, видел будущее в дистанционно управляемой технике, сберегающей человеческие ресурсы. Поэтому, несмотря на происшествие с Бекаури, сторонники этой идеи настаивали на продолжении работ над безэкипажными танками, а также самолетами и даже подлодками.

Неразлучная пара

Связка из легкого огнеметного танка и танка управления, получившая обозначение ТТ-26 и ТУ-26, была разработана в 1935 году. Оператор мог управлять боевой машиной с расстояния до полутора километров, работая посредством пульта в 20 кнопок. Среди боевых команд были такие, как пуск двигателя, переключение передач, повороты, а также огнеметание и выставление дымовой завесы. Для создания дымовой завесы, рассказывают А. Солянкин, И. Желтов, М. Павлов в книге «Отечественные бронированные машины XX век», на танке был установлен особый бак, имевший и второе назначение – создатели намеревались использовать его для доставки на вражескую территорию химического оружия без вреда собственному экипажу.

Боевой арсенал ТТ-26 состоял из активируемых радиосигналом огнемета и пулемета ДТ, дополненных ящиком с взрывчаткой объемом в 200-700 кг. Для подрывных целей была сконструирована особая модель танка без башни, с усиленной броней и более надежной ходовой частью. Возле неприятельского ДОТа ящик сбрасывали, удар о землю приводил в действие взрыватель, имевший задержку в 15 минут для отхода танка на безопасное расстояние. В интервью «Что такое телетанк» для газеты «Новые рубежи» танкист Виктор Щербицкий уточнил, что после взрыва такого ящика железобетонные ДОТы получали колоссальные повреждения даже на глубине до четырех этажей вниз.

Танк управления ТУ-26 также был вооружен пулеметом ДТ и 45-миллиметровой пушкой.

«Дроны» на Зимней войне

Основной причиной войны Советского Союза с Финляндией называют незавершённое территориальное размежевание границ между государствами.

М. Коломиец в книге «Танки в «Зимней» войне 1939–1940» считает использование телетанков в этом конфликте их первым настоящим боевым крещением. Танковая бригада имени Кирова, дополненная 217-м батальоном, имела в общей сложности в своем распоряжении 40 управляемых машин. Во время первой атаки танков две единицы были утеряны, еще две вернулись на стартовые позиции из-за непрофессионализма операторов и некомпетентности их командиров. В следующей атаке телетанкам дали задачу прикрывать обычные Т-28, однако финская артиллерия уничтожила их все до одного.

В ходе боевых действий было выявлено, что на пересеченной местности, а также в непосредственной близости от линий электропередач телетанки не получали радиосигналы от оператора.

ТТ-26 попробовали использовать для «самоубийственных» заданий – например, для подрыва ДОТа на линии. Но и эта операция провалилась, так как первая же машина попала под огонь и не достигла цели, вынудив командование отказаться от плана.

Все испытания и опыт использования показали, что способностей телетанков не хватает для проведения скоростных и маневренных боевых операций. Таким образом, наиболее успешными советскими «дронами» можно назвать лишь луноходы, успешно работавшие и на пересеченной местности, и в условиях агрессивной окружающей среды.