28 мая 1987 года на Красной площади приземлился самолет 18-летнего немецкого паренька Матиаса Руста. Вспоминаем семь главных фактов «акции» германского хипстера, которая удивила весь мир.
Гамбург-Хельсинки-Москва
Матиас Руст покинул хельсинский аэродром «Мальами» днем 28 мая. Конечной целью полета спортивного самолета американского производства «Цесна» был обозначен Стокгольм. Финский обслуживающий персонал посмеивался: «Мальчонка-то, видать, до Америки лететь собрался». Еще бы! До Швеции не больше полутора часов, а баки заправлены под завязку, да еще и дополнительные установлены в салоне. Матиас действительно не собирался в шведскую столицу. Его целью была «златоглавая», но в тот момент об этом никто не догадывался. Первую 20-ти минутку летчик шел по обозначенному маршруту, затем он связался с диспетчером, сообщив, что у него все в порядке и попрощался. В этот день на связь он больше не вышел.
Масло точно разлила не Аннушка
После того, как Матиас отключил все средства связи, в скором времени его самолет пропал с экранов радиолокаторов. На место последних координат самолета в срочном порядке была направлена спасательная группа, которая обнаружила на поверхности моря масляное пятно внушительных размеров. Решили, что самолет потерпел крушение. Спасатели даже вызвали на помощь водолазов, чтобы те прочесали дно в поисках Матиаса. Позже «кремлевский летчик» получит от финских властей счет за «спасение» в размере 100 тысяч долларов. Откуда появилось пятно, до сих пор остается загадкой.
Номер 8255
Пока финские спасатели искали Руста в море, он пересек границу Страны Советов в районе Кохтла-Ярве (Эстония) над Финским заливом. Говорить о том, что самолет остался незамеченным, неверно. В Эстонии его некоторое время вели два истребителя, которые были подняты по тревоге. Однако, они не получили инструкций на какие-либо действия, и вернулись на базу. Засекли летчика и советские ПВО – в 14.29 «объекту», не отвечавшему на позывные «свой-чужой», был присвоен номер 8255. Три ракетных дивизиона привели в боевую готовность, но команды на поражение цели не последовало. Впрочем, это не удивительно: после истории с корейским «Боингом», который наши военные сбили над Тихим океаном в 1984 году, был издан приказ, который запрещал открывать огонь по спортивным и гражданским самолетам.
«Это я удачно залетел!»
Вряд ли Руст мог знать, что в районе трех часов, когда он будет уже в районе Пскова, там будут проходить учебные полеты местного авиаполка. Одни самолеты взлетали, другие заходили на посадку. Ровно в 15.00 произошла замена кода системы госпознавания, при этом все летчики должны были одновременно сменить этот код. Но часть молодых «орлов» не совершила этой простой операции: забывчивость или подвело отсутствие опыта? В любом случае, система сделала их «чужими». В этой «каше из самолетов» один из командиров, не разобравшись в ситуации, автоматически присвоил всем истребителям признак «я-свой». Кто ж знал, что среди машин окажется и самолет Руста?! Свой дальнейший полет Руст совершил с советской воздушной пропиской. Вторичную легализацию Руст получил вблизи Торжка, где велись спасательные работы после столкновения двух наших самолетов – тихоходную «Цесну» приняли за поисковый советский вертолет.
Версии
Позже на суде летчик заявит, что своим полетом он хотел призвать к миру. Мировые СМИ выдвигали свои, более «романтичные» версии – Руст пытался произвести впечатление на девушку или выиграть пари. Советские газеты выходили под заголовками «Страна в шоке!» Конечно! Пилот-любитель, немецкий (!), «с ходу обесславил громадный оборонный арсенал СССР и еще в такой праздник – День пограничника». Говорили и о том, что полет Руста – маркетинговый ход. Его отец являлся дилером «Цесна» в Западной Европе. Объемы продаж самолетов к этому времени сократились. Понятно, что после такой «рекламы» - «единственный самолет, который смог «победить» систему советских ПВО» - дела фирмы пошли на поправку. Советские военные были убеждены – акция не что иное, как происки иностранных спецслужб.
Преступление и наказание
В 19.10 Матиас Руст посадил машину на Большом Москворецком мосту, прокатился до Храма Василия Блаженного, вылез из самолета и принялся раздавать автографы и позировать перед фотокамерами. Фото- и автограф-сессия, правда, продолжались недолго: Матиас Руст был арестован. Свой день рождения, 1 июня, он провел в тюрьме. Самый гуманный суд в мире назначил ему наказание в виде лишения свободы сроком на 4 года. 3 августа следующего года Матиас Руст был помилован и выдворен за пределы СССР. В общей сложности «нахальный аэрокуренок» провел в Москве 433 дня. После своего возвращения в Германию, он был лишен права на вождение самолета как человек «неуравновешенный психически». Данное определение Руст подтвердил: во время прохождения службы в госпитале он набросился с ножом на медсестру за то, что она, якобы, отказалась пойти с ним на свидание. Затем он был пойман на краже свитера в супермаркете. В общем-то, если Советам достались шок и потрясение, то немецкий народ вместо национального героя обрел обычного хулигана.