30/08/22

Как на самом деле Лаврентий Берия воевал в Первую мировую

Воинская служба – это, пожалуй, один из самых обделенных вниманием историков периодов биографии Лаврентия Берии. А между тем в 1917 году он действительно был призван в армию. Однако уже через несколько месяцев Берия был комиссован.

Призывник или доброволец?

Как утверждает Андрей Гусаров, автор издания «Маршал Берия. Штрихи к биографии», Лаврентий Павлович Берия поступил на армейскую службу в июне 1917 года. К тому моменту ему как раз исполнилось 18 лет. Однако, согласно другим данным, будущий нарком подался в действующую армию добровольцем. Последняя точка зрения не лишена оснований. Дело в том, что в царской России призывной возраст составлял 21 год. Правда, если верить Олегу Ефремову, автору учебника «История Отечества», в 1912 году новый закон о всеобщей воинской обязанности изменил не только сроки службы в армии, но снизил призывной возраст до 20 лет. А с 18-19 лет, согласно Закону СССР «О всеобщей воинской обязанности», молодых людей начали призывать на службу лишь с 1939 года.

Кроме того, как указано в издании «История СССР» (Просвещение, 1984 год), от призыва на службу в русской армии освобождался единственный сын в семье, если он являлся к тому же и кормильцем. А Лаврентий Берия как раз подпадал под эту категорию. У родителей Берии было трое детей. Но старший брат Лаврентия умер еще в двухлетнем возрасте от оспы, а сестра, также вследствие перенесенного заболевания, осталась глухонемой. Поэтому, как справедливо отмечает в своей книге «Берия. История легенды» Екатерина Мишаненкова, именно Лаврентий Павлович еще с 17 лет по сути содержал своих мать и сестру. Известно, что с 1916 года он работал в нефтяной компании Нобелей и одновременно учился в Бакинском среднем механико-техническом строительном училище.

Или просто практикант?

Именно с учебой в Бакинском среднем механико-техническом строительном училище некоторые связывают пребывание Лаврентия Берии в армии. Так, Алексей Топтыгин в издании «Неизвестный Берия» пишет о том, что в июне 1917 года Берия был направлен на службу в качестве техника-практиканта. Того же мнения придерживается и Александр Север, автор книги «Берия и НКВД накануне и в годы Великой Отечественной войны». И в самом деле, Лаврентий Павлович был зачислен в гидротехнический отряд. Берия был направлен через Одессу на Румынский фронт. Интересно, что, по словам Лео Ма, автора книги «Лаврентий Берия. Всем известный неизвестный», в Российском Государственном Военно-Историческом архиве не содержится фонда гидротехнических отрядов Румынского фронта.

Мало того, Лаврентий Берия никогда не упоминал о том, в какой именно армии он служил и в каком именно гидротехническом отряде, а пользовался лишь смутной формулировкой «гидротехническая организация». Позднее, как утверждает Алекс Громов, автор издания «Нарком Берия. Злодей развития», пребывание Берии в качестве практиканта в гидротехническом отряде и пребывание его на фронте в то время, как большевики выступали против продолжения империалистической войны, было вменено ему в вину. Прокурор Роман Руденко на суде задал экс-наркому хитрый вопрос о том, согласовал ли он свое добровольное вступление практикантом в гидротехнический отряд с партией. Тот ответил, что не согласовывал.

Болезнь, развал фронта или взятка?

Впрочем, если верить Алексею Топтыгину, автору книги «Неизвестный Берия», период пребывания на фронте Лаврентий Берия использовал для ведения большевистской пропаганды в войсках, избирался председателем отрядного комитета, часто делегировался от отряда на районные съезды военных организаций в Румынии и Бессарабии, выступая как большевик. А вот Алекс Громов утверждает, что на самом деле доподлинно неизвестно, вел ли Берия антивоенную агитацию и революционную работу на фронте. Как бы то ни было, на фронте Лаврентий Павлович не задержался. Согласно данным, которые приводит в своих трудах большинство биографов, уже в декабре 1917 года Берия был комиссован по болезни. Какой именно, не уточняется.

Но есть и другая версия. Дело в том, что после Октябрьской революции Румынский фронт начал разваливаться и к середине декабря 1917 года фактически прекратил свое существование. По крайней мере, Игорь Дамаскин, автор издания «100 великих разведчиков», считает, что именно поэтому Лаврентий Берия не успел повоевать. А Лео Ма уверен в том, что для того, чтобы его комиссовали, Берия попросту дал взятку. Автор не сомневается в том, что Берия действительно служил добровольцем, но не в «гидротехнической организации», а в каком-то другом месте. Нарком специально вписал эту информацию в анкету: так ее никто не мог проверить и понять, чем же занимался Берия на фронте. После Октябрьской революции добровольная служба в Русской армии не сулила Лаврентию Павловичу ничего хорошего, а потому он предпочел уехать домой.