09/12/16

Как наказали организаторов теракта на Дубровке

В результате теракта на Дубровке, осуществленного в Москве в Театральном центре «Московского подшипника» группой чеченских террористов 23-26 октября 2002-го, погибло около 130 заложников. 36 боевиков были застрелены бойцами спецназа. Уже в ноябре того же года состоялся суд над выжившими в результате штурма здания террористами.

Приговоры террористам

Суды над террористами продолжались несколько лет. По 15-20 лет строгого режима получили организаторы теракта: Аслан Мурдалов, Асланбек Хасханов, братья Межиевые и Хампаш Собралиев. Заочно были осуждены главные инициаторы бойни на Дубровке - Шамиль Басаев, Хасан Закаев, Герихан Дудаев. Через несколько лет после этого в ходе спецопераций многие из них были уничтожены (в том числе Басаев в 2006-ом).

В июне 2003-го террорист Заурбек Талхигов получил 8,5 лет заключения и был препровожден в колонию строгого режима. Своей вины чеченец не признал. Утверждал, что оказался на Дубровке уже после начала теракта и имел целью добиться освобождения заложников, хотя бы детей и женщин. Он передал записи своих переговоров с чеченскими боевиками, находящимися внутри здания, но в ФСБ их уничтожили. Узнать точно, что было в этих записях, нет возможности.

Вплоть до 2007-го велось следствие по делам Закаева и Дудаева. Поскольку террористы скрывались, дело было «заморожено» до установления местонахождения подсудимых. Закаева арестовали только в 2014 году, после чего его дело было открыто вновь. 2 года велось расследование. Первое судебное заседание состоялось в 2016-ом.

Приговоры другим виновным

Наказание понесли не только чеченские террористы, но и российские военнослужащие и ответственные лица, допустившие халатность в выполнении своих прямых обязанностей, в результате чего погибли люди. В феврале 2004-го состоялся суд над майором милиции Игорем Алямкиным, который выдал регистрацию чеченке Луизе Бакуевой, впоследствии принявшей участие в захвате заложников на Дубровке. Алямкин получил 7 лет заключения.

В конце 2012 года состоялся Европейский суд по правам человека по делу о неадекватном проведении спасательной операции на Дубровке, в результате чего погибло множество мирных людей, которых можно было спасти. Суд постановил выплатить 64-м пострадавшим денежную компенсацию в размере 1,3 миллиона евро (общая сумма).

Главные обвинения в адрес осуществлявших штурм спецподразделений и властей, отдавших такой приказ, касались использования российскими силовиками усыпляющего газа. В результате расследования было установлено, что многие заложники погибли уже после освобождения. Их, изможденных продолжительным заключением, в бессознательном состоянии из-за действия газа спешно эвакуировали из здания. При этом не соблюдалась элементарная безопасность, в результате чего многие люди задохнулись буквально на носилках. Другие умерли в больницах.

В 2012-ом была попытка открыть по этому факту уголовное дело. Основные обвинения звучали в адрес должностных лиц, ответственных за проведение штурма Театрального центра. Но Московская прокуратура отказалась возбудить дело ввиду того, что у российских спецслужб не было опыта проведения подобных спецопераций. Военные и так делали все возможное.