27/10/25

«Как обмануть глухонемых»: что было в последних записках Ленина

«Завещание Ленина» — одна из самых загадочных и спорных страниц советской истории. Этот документ, который должен был определить путь партии после смерти вождя, до сих пор вызывает ожесточенные споры: был ли он опубликован полностью, все ли тексты действительно принадлежат Ленину и что скрывалось в его последних, исчезнувших записях?

Что узнала партия и что от нее скрыли

В декабре 1922 — январе 1923 годов, будучи уже тяжело больным и частично парализованным, Ленин продиктовал серию текстов, вошедших в историю как его политическое завещание.

Часть этих статей, посвященных общим вопросам строительства социализма, была опубликована сразу. Однако самые важные и сенсационные документы — «Письмо к съезду» с резкими характеристиками ближайших соратников (включая знаменитое предложение сместить Сталина с поста Генсека), а также работы о национальной политике и Госплане — были спрятаны в архивах и обнародованы только в 1956 году, уже после разоблачения культа личности Сталина.

Странности Ленинских напутствий

Даже те историки, которые не сомневаются в авторстве Владимира Ленина, считают, что его «Завещание» было опубликовано не полностью. Так, Евгений Гусляров в своей книге, «Ленин в жизни», приводит слова публициста Николая Валентинова, который писал о том, как уже больной Ильич ездил зачем-то в Совнарком. С вождем находилась его сестра, Мария Ульянова. По воспоминаниям Ульяновой, Ленин что-то искал в своем кабинете, а не найдя забился в конвульсиях. По возвращению в Горки для Ленина вызвали врача, которому Мария Ильинична и поведала эту историю. Но Крупская попросила доктора забыть обо всем, что сказала Ульянова, для того, чтобы не разнесся слух о том, что «какие-то письма и документы у него (Ленина) украдены».

«Дело дураков»: сколько невиновных было расстреляно за убийства маньяка Чикатило

Между тем это не единственная странность, связанная с «Завещанием Ленина». Например, Эдвард Радзинский, автор книги «Сталин. Жизнь и смерть», считает необъяснимым тот факт, что Ленин в письме потребовал «перемещения Сталина с поста Генсека» и при этом не указал имя того, кем его следовало бы заменить. Кроме того Ильич, выразив в письме опасения насчет Сталина, по сути выставил его самой подходящей кандидатурой, так как об остальных он отозвался еще более нелестно. Также Радзинскому кажется подозрительным и то, что вождь уделил слишком мало внимания экономическим вопросам.

Утраченная часть

Как выяснилось позже, экономике были посвящены последние записи Владимира Ильича, которые так и не увидели свет. Если верить Илье Каверину, автору книги «Николай Бухарин. Перед судом истории…», их обнаружил художник Анненков, который после кончины Ленина работал в институте имени вождя. Согласно свидетельствам Анненкова, труд представлял из себя рекомендации по поводу того, как «обмануть глухонемых». «Глухонемыми» Ильич называл западных капиталистов, и у него были на это причины. Дело в том, что НЭП, в который многие всерьез верили, а также фиктивное отделение правительства от партии, восстановление отношений с другими странами мира, по словам Ленина, были частями плана обмана «глухонемых».

Заграничные бизнесмены должны были проглотить лживую наживку и нацелиться на советский рынок. Таким образом Ленин рассчитывал получить от «буржуев» не только необходимые продукты, но и деньги, которые должны были пойти на создание и содержание армии. Именно этот план по обману глухонемых, возможно, и являлся, по мнению Эдварда Радзинского, частью «Завещания Ленина», и именно эти записи и не смог найти в своем кабинете Ильич. Мало того, незадолго до своей смерти Мария Ульянова написала о том, что политическое завещание вождя «так и не дошло до партии». Что имела в виду Ульянова, так и осталось загадкой.