Как партизаны НКВД воевали в одесских катакомбах

Одесские партизаны времён Великой Отечественной войны были подпольщиками в самом прямом смысле этого слова. Бойцы, не смирившиеся с фашистской оккупацией города, до самого освобождения Одессы прятались в уникальных подземных галереях.

Катакомбы Одессы

Многокилометровые «лабиринты» под Одессой возникли в начале XIX века. Шахтёры-камнерезы прорубали тоннели в пластах понтического пильного известняка – камня, который добывали для постройки домов. Одесская сеть катакомб является одной из крупнейших в мире – общая протяжённость ходов с бесчисленными боковыми ответвлениями оценивается в 2 500 километров. В XIX-м и в начале XX-го века катакомбами пользовались криминальные элементы – контрабандисты, налётчики и скупщики краденого.

С началом Великой Отечественной войны власти устроили под землёй так называемые «катакомбоубежища», где горожане спасались от бомбардировок. Но уже в сентябре военные выгнали жителей. Во время обороны Одессы через катакомбы шло сообщение переднего края фронта с тылом. Одновременно с этим НКВД начал готовить под землёй партизанские базы. Грузы для «народных мстителей» завозились через штольню шахты Нерубайская No1.

После захвата Одессы румынское командование издало приказ, в соответствии с которым жители, не сообщившие о расположенных поблизости входах в катакомбы, карались смертной казнью. Таким образом, многим одесситам не оставалось ничего другого, кроме как самим уйти в катакомбы. К партизанским отрядам присоединялись одесские евреи, спасавшиея от истребления. К слову, диктатор Румынии Ион Антонеску сам готов был загнать их под землю.

«Размести их в катакомбы, утопи в Чёрном море, но выведи их из Одессы, – наставлял Антонеску губернатора Транснистрии Георге Алексиану 13 ноября 1941 года».

Впрочем, оккупанты так и не сумели взять взять одесские подземелья под свой контроль.

Слава и позор «подземных чекистов»

Самым известным подвигом катакомбных партизан считается операция «Форт», проведённая по личному указанию Лаврентия Берии. Ещё летом в Одессу был переброшен сотрудник центрального аппарата НКВД Владимир Молодцов, известный под псевдонимом Павел Бадаев. Подконтрольные ему отряды насчитывали 75-80 человек. В катакомбах у партизан имелись общежития, столовые, «хлебопекарни», лазареты, оружейные мастерские, школа и даже тир. Для освещения использовались керосиновые лампы. Воду бойцы брали из подземных колодцев. Партизаны выходили на поверхность для диверсионных операций, а затем возвращались тайными ходами.

Крупнейшим успехом «бадаевцев» стал подрыв железнодорожного эшелона «Люкс», в результате которого погибло около 200 румынских чиновников. Оккупанты пытались замуровывать входы в подземелье, а присланные на помощь румынам солдаты Вермахта травили подпольщиков хлором. Однако разгромить отряд удалось не под землёй, а на поверхности. Павел Бадаев и его связные были схвачены в городе 2 февраля 1942 года по наводке предателя. Через несколько месяцев командир отряда был казнён фашистами.

К сожалению, в деятельности одесских подпольщиков хватало и совсем не героических страниц. Например, на Молдаванке, в каменломнях К-24 действовала группа партизан из 19 человек. Присланная из Москвы спецрезидентура НКВД во главе с Владимиром Калошиным соединилась с местными чекистами под командованием Всеволода Кузнецова. Соперничество двух командиров привело к печальным последствиям. Кузнецов обвинил москвичей в заговоре, и пятерых из них, включая Калошина, вскоре расстрелял. Отряд почти безвылазно сидел под землёй, и «воевал» Кузнецов главным образом со своими подчинёнными. Одного из партизан он казнил за кражу сухарей, другой боец скончался от тифа. Когда у пары подпольщиков родился ребёнок, Кузнецов приказал расстрелять его родителей за «половую распущенность» (малыш умер в тот же день).

Последние бои

Несмотря на разгром «главных» отрядов, подготовленных в 1941 году, сопротивление в катакомбах не прекращалось. Новые партизанские отряды стали возникать, когда к Одессе приблизилась линия фронта.

Героическая страница освобождения Южной Пальмиры связана с двухъярусными катакомбами Кривой Балки (район К-22). В начале 1944 года здесь разместилась подпольная организация Ленинского района, ядро которой составила парашютно-десантная группа Василия Авдеева (Черноморского), заброшенная в Одессу в январе. Партизаны организовали под землёй целый «город», в котором имелся даже лагерь для военнопленных и «тюрьма» для предателей родины. Во время вылазок бойцы Авдеева уничтожили 70 вражеских солдат и взяли в плен больше 200 фашистов.

Ещё один партизанский отряд, предположительно, весной 1944 года действовал в шахте No27. По версии исследователя Владимира Головченко, в его состав входили 103 красноармейца, сбежавшие из плена.

Тогда же ушли под землю несколько жителей пригородного села Полиёво. 5 или 6 апреля 1944 года партизанский отряд привлёк внимание немцев после убийства одного из оккупантов. Фашисты попытались атаковать полиёвцев, но те заложили ходы изнутри. Три дня немцы разбирали баррикады, а затем ушли, так как к селу подошла Красная Армия.

С 1969 года в северной части катакомб Одессы, где скрывался отряд Бадаева, действует Нерубайский музей, экспозиция которого показывает реалии быта подземных партизан.