14/02/17

Как служилось в советском штрафбате?

Возникновение штрафных батальонов многие связывают со знаменитым приказом Сталина №227 «Ни шагу назад!»: «средних и старших командиров и политработников всех родов войск, провинившихся в нарушении дисциплины по трусости или неустойчивости». Но в истории военных формирований штрафные роты появились намного раньше.

Троцкий – создатель штрафных рот

Лев Троцкий был создателем первой штрафной роты, направив секретную телеграмму в июне 1919 года командованию Южного фронта, когда ситуация была критической и были предприняты жесткие шаги по нормализации обстановки внутри рядов РККА, где царили дезертирство и отсутствовала дисциплина среди рядового и командного состава.

1942 год – первая штрафная рота

После окончания Гражданской войны все штрафные роты были ликвидированы. К созданию особых подразделений в советской армии приступили только в годы второй мировой войны и не с самого ее начала: первая штрафная рота появилась в 1942 году на Ленинградском фронте в 42-ой армии. В одном батальоне было 800 солдат, в роте – 200.

Строевые части – главные поставщики

Большинство штрафников, согласно архивным материалам НКВД, поступали не из лагерей, а из обычных строевых частей. Количество штрафников за три последние три года войны составляло около 427 тысяч. Женщин, нарушивших воинскую дисциплину, в штрафные батальоны не посылали, а отправляли с октября 1943 года в тыл. До этого времени несколько женщин-военнослужащих все же были отправлены в штрафбаты.

Пьянство и настоящая трусость

Сегодня штрафные батальоны времен войны окутаны ореолом романтики во многом благодаря постсоветским художественным фильмам, где описывались мученические подвиги незаслуженно осужденных солдат. Были и такие случаи на войне. Но реальность была другой. В архивах НКВД сохранились дела осужденных, где нет никакой романтики. Наоборот, все кажется на первый взгляд закономерным. Да и как было иначе поступить с лейтенантом, которого послали за продовольствием, а он, вместо того, чтобы быстро добыть мешок картошки пустился в пьянство, разгул и все тяжкие в тот момент, когда его ждали с нетерпение голодные солдаты. Другой случай: трижды командование посылало в разведку лейтенанта с группой, но он три раза не смог выполнить приказа. То сбивался с пути, то преждевременно бросал гранаты и тем самым обнаруживал разведку. Другой офицер связи умудрился потерять секретный пакет с ценными документами.

Двоих убил наповал

Командир взвода и роты 8 штрафного батальона Александр Пыльцын, воевавший на 1-ом Белорусском фронте рассказал, что к ним попал офицер, который, находясь недалеко от своего дома в госпитале, написал письмо жене с просьбой навестить его. Но она в ответ написала что-то невразумительно, тем самым посеяла в душе офицера подозрение. Он покинул территорию госпиталя без ведома врача и рванул к жене, увидел ее вместе с любовником и выстрелом наповал уложил обоих. Он был осужден на девять лет лишения свободы, но в условиях военного времени его направили искупить вину в штрафбат в течение трех месяцев, именно такой срок приравнивался к обычному наказанию.

Геббельса слушать нельзя

Второй случай, рассказанный Александром Пыльцыным: один из советских офицеров хорошо знал немецкий язык и когда ему дали задание починить радиостанцию, случайно попал на немецкую волну и услышал речь Геббельса, которую стал переводить другим офицерам. Это была пропаганда в чистом виде вражеского голоса. Не подозревающий об этом советский офицер, был осужден.

Осужденные напрасно

Однако в воспоминаниях писателей-фронтовиков нередко встречались факты того, что в штрафбаты попадали служить те, кто выходил из окружения, был несправедливо оговорен, не брал в руки оружие из-за религиозных принципов, рабочие оборонных заводов по халатности, допустившие брак на производстве.

Штрафбаты вермахта

В вермахте с 1936 года тоже существовали штрафные роты, и наказание там было намного жестче, чем в советской армии. Например, немецкий солдат не мог рассчитывать на перевод в обычное стрелковое подразделение в случае искупления своей вины кровью, как в Красной армии. Даже после ранения солдат или офицер вермахта были обязаны и дальше отбывать свое наказание. Званий и наград при этом их не лишали.

Сорванные петлицы

У советских офицеров и солдат снимали петлицы со шпалами, а после их отмены - погоны, также забирали партийные билеты. Оставалась только звездочка на пилотке. Особенно сложно было подчиняться полковникам или майорам, которыми командовали обычные, не осужденные лейтенанты. Но бывшие вышестоящие начальники подчинялись, понимая, что так могут снова встать в полноценный строй. Правда, дожили до этого немногие. Процент потерь у штрафников был огромным. Их посылали на самые опасные операции, не церемонясь с потерями.

Питание и оружие

Еще один миф о штрафниках – отсутствие полноценного вооружения тоже не соответствует действительности. Батальоны и роты снабжались оружием согласно установленным нормативам, и только в отдельных случаях ротам не хватало оружия. Но такое происходило и в обычных частях. Питание штрафники получали усиленное, а офицеры - денежное довольствие, превышающее обычное, при начислении пенсии один месяц засчитывался за шесть.

1945 год – конец штрафбатов

Штрафные батальоны просуществовали в армии до 6 июня 1945 года. В этот день в 1-ой Ударной армии была расформирована последняя, 32-я отдельная армейская рота из числа 65 батальонов и 1 048 штрафных рот, участвующих в войне.