15/12/19

Как советские десантники захватили в плен последнего императора Китая

Помните былину о легендарном богатыре из-под Мурома, который одолел Соловья-разбойника и Змея Горыныча? Так вот, примерно через тысячу лет история повторилась. Только героя звали не Илья, а Петр. А место мифических злодеев заняли вполне реальные немецко-фашистские захватчики и японские милитаристы. Хотя повествование о сыне бедного пастуха, который взял в плен маньчжурского императора, может показаться вымыслом.

Муромский крестьянин

Войны причудливым образом меняют судьбы людей, создавая сюжеты, которые не придумать и самым талантливым авторам. Старший научный сотрудник государственного Владимиро-Суздальского музея-заповедника Николай Морозов описал биографию героя в статье «Как наш земляк брал в плен маньчжурского императора Пу И», опубликованной в сетевом издании газеты «Владимирские ведомости» 19 августа 2015 года.

Петр Ефимович Челышев (1909—1983) родился в селе Боровицы. Хоть и не в легендарном Карачарово, но неподалеку от него. Город Муром от родины фронтовика отделяют всего 55 км. Крестьянская семья жила бедно, будущему герою пришлось с ранних лет работать пастухом. В 16-летнем возрасте парень подался на заработки в Сормово. Брался за любую работу: истопником, сверловщиком, клепальщиком.

В Красную армию Петра призвали в 1931 году. Следующие 26 лет его жизни почти полностью были заняты ратными делами. Сначала парень сражался с басмачами в Средней Азии в составе кавалерийского полка, охранял границу СССР от набегов со стороны Афганистана. Затем он поучаствовал в советско-финской войне, а в 1940 году был направлен в окрестности Ивано-Франковска — бороться с диверсантами из Организации украинских националистов. К тому моменту опытный воин и убежденный коммунист был уже комиссаром отряда особого назначения.

В начале Великой Отечественной войны старший лейтенант Челышев вместе со своим подразделением попал в окружение на территории Кировоградской области. Три месяца, неся большие потери, солдаты и офицеры пробивались к своим. Лишь к 7 ноября 1941 года, пройдя более 700 км, отряд особого назначения вышел к частям Красной армии неподалеку от Тулы.

Окончив командирские курсы в Уфе, Петр Челышев вернулся на фронт. Внушительный боевой опыт и тактическое мышление помогли ему сделать впечатляющую военную карьеру: с должности начальника штаба мотострелкового батальона до заместителя командира бригады. Но это не значит, что офицер отсиживался в штабе — он сражался наравне с солдатами, был трижды ранен, прошел с боями до Праги, где и встретил долгожданную победу. Среди многочисленных наград майора Челышева к тому времени уже были такие значительные, как орден Александра Невского, орден Ленина и орден Красного Знамени.

В августе 1945 года заместитель командира 6-й гвардейской мотострелковой бригады вместе с боевыми товарищами оказался в Маньчжурии, где принял участие в боях с Квантунской армией Японии.

Последний император

В биографической книге «Последний император Китая. Пу И.» писатель Виктор Николаевич Усов подробно отразил жизненный путь неоднозначного правителя, которого в СССР называли японской марионеткой. Айсиньгёро Пуи (1906—1967) был десятым по счету представителем маньчжурской династии, правившей империей Цин. Поскольку по старинной традиции китайские имена принято писать после фамилии, разделяя на отдельные слоги, то в литературе последнего монарха Поднебесной принято называть Пу И.

Он был провозглашен правителем империи Цин в двухлетнем возрасте и официально отрекся от престола, когда ему исполнилось шесть. Впрочем, после Синьхайской революции жизнь мальчика не сильно изменилась. Он остался в пекинской резиденции правителей Китая, носящей название «Запретный город», вместе со своими приближенными. В совсем еще юном возрасте Пу И женился на императрице Ваньжун и завел трех наложниц.

После совершеннолетия бывший император был изгнан из дворцового комплекса вместе с семьей, его объявили рядовым гражданином Китайской республики. Вскоре низложенного представителя аристократической династии начали привечать японские власти. В 1925 году они разместили Пу И на территории своей концессии в городе Тяньцзинь, помогли ему организовать «правительство в изгнании».

Разумеется, японцы планировали использовать бывшего императора в своей политической игре. После военной интервенции в Маньчжурию, осуществленной в 1931—1932 годах, оккупационные власти решили прикрыть свои военные преступления именем Пу И. Якобы они вовсе и не захватывали часть Китая, просто помогли законному правителю вернуться на трон. К тому же последняя императорская династия происходила своими корнями именно из Маньчжурии.

Пу И стал орудием в руках японских милитаристов. 9 марта 1932 года он был официально провозглашен главой образованного интервентами государства Маньчжоу-го, хотя реальная власть находилась в руках командования Квантунской армии.

Боевые задачи

Советско-японская война, развернувшаяся в Маньчжурии, оказалась недолгой. Боевые действия начались 9 августа 1945 года. Уже через 10 дней император Пу И вместе с высокопоставленными японскими офицерами попал в плен. Это событие решило исход всей военной кампании, и 2 сентября 1945 года был подписан акт о капитуляции Японии, завершивший Вторую мировую войну. Непосредственный участник советско-японской войны генерал-майор Александр Дорофеевич Притула оставил свои воспоминания о тех исторических событиях, его статья «В августе сорок пятого» была опубликована в сентябрьском номере журнала «Смена» за 1975 год. Закаленная в боях советская армия за несколько дней разгромила японские части, в составе которых сражались и потомки белогвардейцев, оказавшихся в Маньчжурии после Гражданской войны.

18 августа главнокомандующий Александр Михайлович Василевский решил, что нет никаких причин штурмовать крупные города силами регулярной армии. Поскольку местное население не поддерживало японцев-интервентов, достаточно было лишь захватить стратегически важные военные объекты Квантунской армии и взять в плен ее руководство. Эту задачу поручили нескольким мобильным десантным отрядам.

Одно из таких подразделений, которым командовал майор Петр Челышев, направили в крупный город Мукден (ныне Шэньян). Всей операцией руководил генерал А. Д. Притула. Другие десантные группы высадились в Харбине, Чанчуне, Гирине, Порт-Артуре и Дальнем.

Пленение Пу И

19 августа 1945 года отряд из 225 советских воинов прибыл на военных истребителях прямо на аэродром Мукдена. В состав десанта вошли гвардейцы 6-й танковой армии, разведчики мотострелковых частей, опытные снайперы. Была в отряде и девушка — переводчица Татьяна Александровна Снегирева, которая за участие в этой спецоперации получила орден Отечественной войны I степени.

Для японцев появление советских самолетов прямо над аэродромом стало полной неожиданностью. А наши десантники не мешкали, они взяли в плен вражеских летчиков и технический персонал, затем захватили ряд стратегических объектов: телеграф, администрацию города, военный склад, железнодорожную станцию и мосты.

Так совпало, что как раз в это время в vip-зале аэропорта города Мукдена находился император Пу И со своей свитой и два десятка представителей высшего японского командования. Все они собирались вскоре вылететь в Токио, спасаясь от наступающей Красной армии. Внезапное появление советского десанта спутало все их планы.

Владимирский историк Николай Морозов привел воспоминания Петра Челышева об этом историческом моменте: «Проходя по залу, я заметил гражданских лиц, спросил, кто они такие. Оказалось, это император Маньчжурии Пу И со свитой. Я приказал автоматчикам задержать их в зале, сам нашел генерала и доложил о задержании императора и его свиты. Стало ясно, что два самолета, из которых были высажены пилоты, готовились для вывоза императора. Командовавший операцией генерал Притула, убедившись, что это Пу И, спросил его, есть ли оружие. Он вынул маленький пистолет и подал генералу. После опроса свита была направлена на улицу, посажена в самолет и отправлена в ставку». Так сын бедного муромского крестьянина взял в плен императора. Как вспоминал А. Д. Притула, Пу И быстро пошел на сотрудничество с советским командованием, он рассказал все, что интересовало нашу разведку, в том числе и о бактериологическом оружии, которое разрабатывали японцы.

В тот же день командующий 3-м фронтом Квантунской армии генерал Усироку Дзюн подписал приказ о капитуляции. Он сделал это, потому что в небе над Мукденом к тому моменту уже вовсю барражировали советские бомбардировщики. А 20 августа 1945 года в город вошли подразделения 6-й гвардейской танковой армии, которой командовал генерал А. Г. Кравченко.

Улица Петра Челышева

Разгрому Квантунской армии посвящен приказ Верховного главнокомандующего, И. В. Сталина, от 23 августа 1945 года за номером 372. Имя Петра Ефимовича Челышева упоминается в этом документе наряду с другими воинами Красной армии, отличившимися в ходе советско-японской войны.

За спецоперацию в Мукдене, безукоризненно организованную и проведенную, майора представили к высшей награде — званию Героя Советского Союза. Но командование решило отказать прославленному фронтовику. Не исключено, что причиной такой несправедливости стало трехмесячное блуждание по лесам в начале Великой Отечественной войны, когда отряд Петра Челышева находился в окружении.

«А вдруг он сотрудничал с немецко-фашистскими захватчиками или даже был завербован? Иначе как ему удалось прорваться к своим», — примерно так рассуждали особо подозрительные чекисты. В результате фронтовик был удостоен ордена Отечественной войны I степени, ему также присвоили звание подполковника.

Лишь в 1957 году Петр Ефимович вышел в отставку — по состоянию здоровья. Перед окончанием воинской службы он получил второй орден Ленина. Следующие 10 лет своей жизни фронтовик руководил комитетом ДОСААФ Горьковской области.

В Нижнем Новгороде есть улица Петра Челышева. Гордятся прославленным земляком и жители Владимирской области, в местном музее хранится несколько его памятных вещей.

«От императора до гражданина»

Дальнейшая судьба Пу И сложилась довольно драматично. Император и несколько его приближенных с 1945 по 1950 годы содержались в Хабаровске на секретном объекте № 45, принадлежавшем местному управлению НКВД. Там же находились 142 японских генерала и два адмирала.

И хотя Пу И был пленником, жил он в неплохих условиях. Так, 22 августа 1945 года глава НКВД, Берия, докладывал Сталину: «…Интернированные содержатся в благоустроенных жилых помещениях; снаружи здание охраняется специально выделенным подразделением воинской части; внутри здания наблюдение ведут оперативные работники управления по делам военнопленных».

Сам низложенный император попросился на родину в 1949 году, направив И. В. Сталину соответствующее прошение. Пу И вернулся в Китай, и его сразу же отправили в Фушуньскую тюрьму как военного преступника. На свободу он вышел только в 1959-м. Жил в Пекине, работал в библиотеке, а в 1964 году вошел в состав политико-консультативного совета Китайской народной республики.

На склоне лет бывший правитель Маньчжурии написал книгу «Первая половина моей жизни», которая вышла на английском языке под заглавием «От императора до гражданина». В своих мемуарах Пу И решительно открестился от военных преступлений нацистской Японии, выставив себя лишь марионеточным главой государства, мнение которого никого не интересовало.