02/10/20

Как советские диверсанты взорвали Киев в сентябре 1941 года

24 сентября 1941 года, в центре занятого немцами Киева, на улице Крещатик начали взрываться жилые и административные здания. Из-за того, что на крышах и в подвалах домов заранее складировали бутылки с коктейлями Молотова, вспыхнули сильнейшие пожары, уничтожившие исторический центр Киева. Это было первое в истории Второй мировой войны массовое применение радиоуправляемых бомб.

Чудовищный костер

Первым взорвался универмаг «Детский мир», в котором размещался немецкий штаб. Оккупанты пытались потушить пожар, но каждые 10-15 минут гремели новые взрывы. Из-за того, что отступающая Красная армия повредила водопровод, тушить огонь было нечем. Через сутки после подрыва, из Германии доставили специальные длинные шланги для откачки воды из Днепра. Пожарные рукава проложили через Пионерский парк, однако неизвестные повредили их, и потушить огонь не удалось.

Очевидец тех событий, Анатолий Кузнецов, в своей книге «Бабий Яр» писал: «Над чудовищным костром, каким стал центр Киева, образовались сильные воздушные потоки, в которых, как в трубе, носились горящие щепки, бумага, головни, посыпая то Бессарабку, то Печерск. После нескольких дней борьбы с огнем немцы прекратили сопротивление, вышли из этого пекла, в котором, кажется, уже не оставалось ничего живого».

Взрывы прекратились 28 сентября, но пожары продолжались до середины октября. Полностью сгорело 940 жилых и административных зданий, а также 211 одноэтажных частных домовладений. Исторический центр древней столицы Руси был уничтожен. Фугасы повредили киевские электростанции, водопровод, здания почты, телеграфа, железнодорожные объекты, мосты через Днепр.

Выжженная земля

В советское время ответственность за разрушение центра Киева возлагали на нацистское командование, однако это не подтверждается документально. Согласно архивам известно, что минирование города началось еще в первых числах сентября, с целью задержки наступления немецкой армии. 17 ноября 1941 года Сталин издал указ № 0428, который предписывал при отступлении придерживаться «тактики выжженной земли».

Однако и до этого командование фронтов приказывало уничтожать стратегически важные объекты и ценное имущество, которое невозможно вывезти. Минирование мостов через Днепр произвели саперы 37-й армии еще в начале сентября. Непосредственным подрывом мостов и стратегически важных объектов города командовал командир 4-й дивизии НКВД Ф. М. Мажирин.

Для выполнения задания привлекались и специалисты из Отдельной мотострелковой бригады особого назначения комиссариата внутренних дел. Известно, что для минирования нескольких домов на Крещатике, кинотеатра и немецкой комендатуры привлекалась группа НКВД Ивана Кудри. Есть сведения об отряде лейтенанта Карташова и 50 саперах-минерах под командованием известного советского диверсанта, полковника Старинова. Для минирования использовались радиоуправляемые фугасы Ф-10.

Еврейские квартиры

Приведение заряда в действие происходило дистанционно из Харькова и Воронежа. Радиосигнал передавался по ретранслятору радиостанции имени Коминтерна. После первого взрыва в городе планировалось провести серию поджогов, организованную специальными агентами. Для этого им заранее выдали ордера на квартиры в центре Киева, которые ранее принадлежали евреям, эвакуированным на восток.

Поджигатель днем приводил «зажигательный снаряд» в действие и уходил из квартиры, а сам взрыв происходил ночью. В ответ на диверсии немецкое командование приступило к ликвидации, оставшихся в Киеве евреев, которых пропаганда, наравне с большевиками, назвала виновниками взрывов. Согласно донесению коменданта города генерал-майора Эбергарда в период с 28 по 30 сентября было «ликвидировано» 33700 евреев.

Немецкая провокация

3 ноября 1941 года неожиданно взорвался Успенский собор Киево-Печерской лавры. Организаторами диверсии немецкое командование назвало большевистских диверсантов, однако это была запланированная провокация. Немцы сами произвели подрыв православной святыни. Предварительно нацисты вывезли из собора коллекцию древних икон и прочие ценности.

Министр вооружения третьего рейха Альберт Шпеер считал, что взорвать Успенский собор приказал лично рейхкомиссар Украины Эрих Кох. Таким образом, он хотел уничтожить «символ национальной гордости Украины» и ослабить национальные чувства украинцев, а вину свалить на коммунистов.