В декабре 1942 года в ходе Среднедонской наступательной операции была разгромлена 8-я итальянская армия.
Шесть итальянских дивизий, плюс три немецких и остатки румынских частей были буквально сметены ударом четырех советских армий Юго-Западного и Воронежского фронтов. В 1942 году Красная Армия провела не так много успешных наступательных операций, их легко можно перечесть по пальцам одной руки, и, поэтому все они вызывают интерес для изучения.
В Среднедонской операции решающим фактором успеха оказалась слабость итальянских войск.
Итальянская армия Второй Мировой
Эпиграфом к рассказу об итальянской армии могли бы послужить два анекдота времён Первой Мировой войны. Первый гласил:
Кайзер спрашивает начальника генштаба: «На чьей стороне выступит Италия?» А тот отвечает: «Этот вопрос не так уж и важен. Если будут против нас, нам понадобится десять дивизий, чтобы их разбить. Если они выступят за нас, нам понадобится десять дивизий, чтобы их поддержать».
Другой анекдот:
- А зачем нужна итальянская армия?
- Чтобы было кого побеждать австро-венгерской армии.
К началу Второй Мировой войны ситуация кардинально не изменилась. И хотя Италия являлась крупной, промышленно-развитой страной, в которой разрабатывались весьма совершенные образцы вооружения во всех отраслях, её вооруженные силы по-прежнему были далеко не на первом месте среди европейских стран.
Отличные корабли, боевые самолеты собственной разработки, образцы артиллерийского и стрелкового вооружения на современном мировом уровне, существовали в мизерных количествах, а то и лишь на бумаге. Большая часть артиллерия была австрийской и досталась итальянцам после Первой Мировой, танков и самолетов было очень мало.
Весьма амбициозные планы Муссолини натыкались на то, что собрать боеспособные силы удавалось с трудом, и они все равно терпели поражение, даже от такого противника, как греческая армия.
Итальянский экспедиционный корпус на Восточном фронте по своим возможностям совершенно не выделялся среди контингентов нищей Румынии, скованной ограничениями Венгрии и даже крохотной Словакии.
Итальянцы на Дону
В ходе наступления на Сталинград немецкое командование, чтобы прикрыть фланги использовало войска союзников. 8-я итальянская армия занимала 240 км фронта между румынскими и венгерскими войсками. Подробный состав армии описан в книге В. Г. Сафронова «Итальянские войска на Восточном фронте. 1941-1943 г.».
В составе 8-й армии числилось десять дивизий, но одна из них использовалась для охраны тылов. В числе остальных было три альпийских, которые изначально предназначались для действий на Кавказе, две автотранспортабельных пехотных (их иногда неправильно называют моторизованными), две горнопехотных, пехотная и подвижная (Divisione Celere).
Все пехотные дивизии, хоть и с приставкой горно- или авто-, никак не отличались и состояли из двух пехотных и артиллерийского полков. Вместо третьего пехотного полка в итальянских дивизиях должен был быть легион «чернорубашечников». Но боеспособность этих легионов были ещё ниже обычной пехоты, и в большинстве дивизий их просто не было.
В пехотной дивизии было мало тяжелого оружия, и по штату полагалось лишь восемь противотанковых пушек. Дивизии, отправлявшиеся на Восточный фронт, усилили, и противотанковых батарей стало три. Но две из них вооружались 47-мм пушками, которые были слабее даже немецких 37-мм «колотушек» и против советских танков были бесполезны. А приданные дивизиям батареи из шести 75-мм пушек (это были немецкие 7.5 cm Pak 97/38) картину не сильно меняли.
Единственная подвижная дивизия включала два кавалерийских полка, полк берсальеров (мотоциклетный и два мотопехотных батальона), а также и все танковые подразделения 8-й армии: танковый батальон из двух рот и дивизион самоходных орудий. В августе 1942 года в дивизии был 31 легкий танк Carro Armato L6/40, 19 штурмовых орудий Semovente L6/40 da 47/32 и 8 бронеавтомобилей Autoblinda АВ.40. Итальянцам досталось до десяти трофейных танков Т-34 и Т-70, и, видимо, с учетом трофейных машин в декабре в дивизии числилось 30 танков, несмотря на потери в предыдущих боях.
Кроме девяти дивизий в составе 8-й армии были ещё отдельные части: два легиона «чернорубашечников», два кавалерийских полка, армейская и три корпусных артиллерийских группы, зенитная группа (все группы равны полку), три дивизиона 47-мм противотанковых пушек.
Хотя в течение осени армия не вела активных боевых действий, потери все-таки были, в том числе и не боевые: больных в некоторых частях было свыше 20%. Было удивительно мало для итальянской армии дезертиров, но это объяснить легко: в заснеженной донской степи в двух с половиной тысячах километрах от Италии, желающих дезертировать много не находилось. Уровень дисциплины был крайне низким, итальянцы от рядового до высших офицеров весьма пренебрежительно относились к своим обязанностям. Многие откровенно не понимали, зачем им воевать в России, тем более, в столь суровых условиях.
В результате итальянцы даже не заметили, как прямо перед ними в течение двух недель на плацдарм было переброшено несколько советских дивизий, и наведено три моста, по которым в первый же день наступления три танковых корпуса перешли Дон.
Предсказуемый конец
Историк Уташ Борисович Очиров в своей работе «Операция «Большой Сатурн»: план и возможности реализации» подробно пишет о соотношении сил к началу советского наступления. Итальянский альпийский корпус и его три дивизии находились на левом фланге и вне полосы советского наступления. Поэтому основной удар приняли шесть итальянских дивизий и 289-я немецкая пехотная, находившаяся во втором эшелоне.
Против итальянцев действовала 1-я гвардейская армия Юго-Западного фронта и 6-я армия Воронежского. В составе двух армий было 11 стрелковых дивизий, 3 танковых корпуса, отдельная танковая бригада и 4 отдельных танковых полка, всего около 700 танков. Поддерживала пехоту и танки артиллерийская дивизия, 14 артиллерийских, 5 минометных и 5 реактивно-артиллерийских полков.
Во втором эшелоне разворачивались танковый и механизированный корпуса. Подавляющее большинство советских частей и соединений были полностью укомплектованными и только прибыли на фронт. Итальянские дивизии были сильно потрепаны и имели 60-70% от штатного состава.
После одиннадцати дней боев от большей части итальянской армии не осталось ни одного боеспособного соединения. В январе был разгромлен и альпийский корпус.
В плен попало 64 тысячи итальянцев, около 21 тысячи погибло, более 30 тысяч было ранено и обморожено. Приблизительно 45-46 тысячам итальянцев удалось отойти, но это была уже не армия, а просто толпа. Их переправили на Украину, но за это время Италия перешла на сторону союзников и объявила войну Германии.
В. Мясников в своей работе «Свои, которые хуже чужих» пишет, что все итальянцы на Украине были обезоружены и отправлены в концлагеря, причем до двух тысяч было почти сразу расстреляно. Так закончилась история итальянской армии на Восточном фронте.