11/10/19

Как СССР помогал курдам бороться против Турции и Ирака

С 9 октября 2019 года внимание всего мира приковано к наступлению армии Турции на позиции сирийских курдов. Но мало кто знает, что сегодняшние события на Ближнем Востоке уходят корнями в 60-80-е годы XX века. Тогда курдские сепаратистские движения в Ираке и Турции активно спонсировались Советским Союзом.

Ирак

Биография лидера «Демократической партии Курдистана» Мустафы Барзани во многом связана с Советским Союзом. Ещё в 1940-х годах при поддержке Сталина он возглавил так называемую Мехабадскую республику в Иране. После её ликвидации в 1947 году Барзани и 500 его бойцов перебрались в СССР, где поселились на территории Узбекистана. Через 11 лет Барзани продолжил борьбу уже не в Иране, а на своей родине – в Ираке. В страну, где только что была свергнута монархия, курдские бойцы прибыли на советском теплоходе.

В 1968 году, когда к власти в Ираке пришла партия БААС, Мустафу Барзани посетил журналист «Правды» Евгений Примаков (будущий премьер-министр России). Примаков спросил Мустафу, желает ли он создать независимое государство Курдистан.

«Он мне ответил, что его палкой из Ирака не выгонят, потому что он понимает, что против него объединятся сразу и Турция, и Ирак, и Иран, и Сирия, и все будут против, и он выдержит этого натиска», — писал Евгений Максимович.

Возможно, Примаков, выполняя тайное задание, прощупывал, насколько лоялен Барзани. СССР был нацелен на сотрудничество с партией БААС, и принципиальная позиция иракских курдов могла повредить советским планам. Тем более, что Ирак не собирался давать курдам широкую автономию, а ссориться с Багдадом из-за курдов Москва не хотела. В итоге бывший генерал-майор Советской армии Барзани, разочаровавшись в русских, с 1972 года в поисках поддержки переориентировался на США.

Турция

О роли Советского Союза в становлении курдского сепаратистского движения в Турции известно гораздо меньше. Турция входила в блок НАТО, поэтому открытых контактов с антитурецкими силами СССР старался избегать.

Однако известно, что основатель «Рабочей партии Курдистана» Абдулла Оджалан начинал политическую карьеру как марксист. В 1960-х годах он руководил группой левых политических активистов курдского происхождения в Анкаре. К тому времени среди курдов существовало несколько политических организаций, часть которых находилась на социалистических, другая – на националистических позициях. Оджалан попытался объединить обе эти платформы. Созданная им в 1978 году РПК придерживалась идеи «всеобщей классово-освободительной революции на Ближнем Востоке», а Курдистан должен был стать центром революционного движения.

По структуре РПК была типичной марсксистско-ленинской партией с генсеком во главе. Риторика Оджалана имела много общего с советской – он часто говорил о борьбе с империализмом и необходимости сплочения социалистических государств. Таким образом, теоретически ничто не мешало «Рабочей партии Курдистана» рассчитывать на помощь Москвы. И есть свидетельства, что РПК с самого начала и являлась советским проектом. Например, азербайджанский историк Муса Гасымлы утверждает, что «Рабочая партия Курдистана» с 1974 года «была создана и вскормлена советской секретной помощью».

«По мнению американских аналитиков, в течение 1980-х РПК финансировалась главным образом его идеологическими братьями в Советском Союзе», — отмечается в коллективной монографии 2004 года «Современные турецко-российские отношения».

Есть версия, что к становлению РПК мог быть причастен генерал-майор КГБ Гейдар Алиев. Об этом в своё время заявлял первый президент Азербайджана Абульфаз Эльчибей, впрочем, без каких-либо доказательств. Азербайджанская оппозиция (председатель партии «Гейрет» Ашраф Мехтиев) объясняет поддержку Алиевым РПК тем, что он сам якобы имеет курдское происхождение.

Характерна и попытка Абдуллы Оджалана укрыться в Москве после побега из Сирии в 1998 году. Видимо, лидер РПК рассчитывал, что ему помогут «по старой памяти». Однако времена изменились, и ельцинское правительство отказалось предоставить Оджалану убежище, в результате чего он уже 20 лет отбывает пожизненный срок в турецкой тюрьме.