01/05/22

Как СССР применял воздушные авианосцы против румынской армии Гитлера

Воздушные авианосцы чаще встречаются в фантастических романах, и многие люди уверены, что только там им и место. Писатели-фантасты обычно «принимают на вооружение» то, что замышлялось и разрабатывалось, но в реальной войне не участвовало.

Однако воздушный авианосец – это вполне реальная боевая система, которая не только летала в небе, но воевала.

Идея воздушного авианосца

Идея воздушного или летающего авианосца возникла в Первую Мировую войну. Причиной тому было отставание технических возможностей авиации от желаний военных. В частности, желание осуществлять бомбардировки целей противника в глубоком тылу, требовало защиты бомбардировщиков истребителями от атак вражеских перехватчиков. Но радиус действия истребителей того времени был невелик. А учитывая, что в качестве тяжелых бомбардировщиков в первую очередь рассматривались не самолёты, а дирижабли, то понятно, что крохотные истребители о такой дальности не могли даже мечтать. Зато огромные размеры дирижаблей навели на мысль, что истребители они могут нести на себе.

В 1918 году немцы на одном из своих цеппелинов подняли в воздух истребитель «Альбатрос». В полете «Альбатрос» отцепился и благополучно сел на аэродром. В том же году аналогичный эксперимент провели и англичане. Оба эксперимента удались лишь частично. Поскольку истребитель должен был не просто отцепиться в воздухе от авианосца и вести воздушный бой, но и куда-то деваться после боя. То есть стоял вопрос о том, чтобы в воздухе прицепиться к дирижаблю. И этот вопрос так и не решили до конца войны.

После войны работы продолжили в США, где построили два дирижабля-авианосца, но оба они погибли в катастрофах, и в боевых действиях не применялись

В 20-е годы активно продвигали идею самолёта-авианосца. По мнению тогдашних теоретиков, крупные бомбардировочные авиасоединения должны были состоять из разных типов тяжелых самолётов, включая авианосцы. Последние должны были нести на себе достаточное количество истребителей, чтобы обеспечить оборону своих самолётов от атак перехватчиков противника. Но всё это оставалось на уровне теории, потому что ни одна из стран не имела в межвоенный период  тяжёлой бомбардировочной авиации. Кроме СССР.

«Цирк Вахмистрова»

В СССР мощнейшую в мире бомбардировочную авиацию создавали в полном соответствии со всеми мировыми тенденциями. В её состав должны были входить различные бомбардировщики и воздушные крейсеры, дальние разведчики и самолёты целеуказания, воздушные командные пункты и топливозаправщики. Не забыты были и воздушные авианосцы. Их разработкой был занят Владимир Сергеевич Вахмистров. Первый проект под названием «Звено-1» предусматривал использование бомбардировщика ТБ-1, на крыле которого устанавливали два истребителя И-4. Первые же опыты показали, что расцепление в воздухе является крайне сложной и рискованной задачей. Но обошлось без жертв и катастроф. В любом случае, бомбардировщик ТБ-1 был слишком мал для такого проекта и с появлением более крупного ТБ-3 работы продолжились.

В различных вариантах проекта «Звено» (с 1-го по 7-й) менялся тип и количество подвешиваемых истребителей, рассматривался даже вариант комплекса ПВО, в котором было целых восемь И-16. Большинство проектов создавалось для сопровождения тяжелых бомбардировщиков, чтобы защитить их от врага.

Лишь в «Звене-6» два истребителя И-16 должны были использоваться как пикирующие бомбардировщики. Своих пикировщиков в СССР не создали, но истребители, даже устаревшие, хорошо годились на эту роль. Постановлением Комитета обороны СССР, авианосец под названием «Звено-СПБ» (Составной Пикирующий Бомбардировщик) был принят на вооружение и уже к началу 1939 года планировалось иметь на вооружении 40 переоборудованных самолётов ТБ-3 (поровну для РККА и морской авиации) и 80 истребителей И-16 для них.

Однако в результате была создана лишь одна эскадрилья в Евпатории. Во-первых, промышленность была до предела перегружена и не справлялась со множеством заказов. Во-вторых, самого Вахмистрова понизили в должности из-за ареста его старшего брата.

Как пишет В. Котельников в работе «Летающие авианосцы Вахмистрова», испытания показали, что, хотя поставленные задачи и решались, но до массового использования было далеко. Отцепление и прицепление истребителя к самолёту-носителю было сложной задачей даже для опытных летчиков-испытателей. А испытателями «Звена» были Чкалов, Стефановский, Коккинаки, Супрунов, Сузи. Не случайно «Звено» среди лётчиков-испытателей получило название «Цирк Вахмистрова», а в морской авиации «Цирк Шубикова», по имени командира эскадрильи.

С одной стороны, «Звено» позволяло дать новую жизнь большому числу устаревших самолётов. С другой стороны, количество «чкаловых» и «стефановских» в СССР сильно уступало числу устаревших самолётов. И на этом бы история «Звена» закончилась, но тут началась война.

«Звено-СПБ»

В июле 1941-го года важной целью для советской дальней авиации стал стратегический мост через Дунай. Дальние бомбардировщики его уничтожить не могли, требовалось что-то аналогичное немецким «Штукам», способным наносить точечные удары. Но ничего подобного в РККА не было, да и в любом случае дальность была бы слишком велика.

Тогда и вспомнили про «Звено», тем более, что мост оказался в пределах его радиуса действия. Сначала решили проверить в боевых условиях на другой цели. 26-го июля два авианосца вылетели к румынскому порту Констанца. Четыре И-16, которых они несли на своих крыльях имели по двухсотпятидесятикилограммовой бомбе. Их целью были портовые нефтехранилища. Всё, что было связано с румынской нефтью, тщательно охранялось немецкой авиацией. Но барражировавшие «Мессершмитты» не могли предположить наличие советских истребителей на таком расстоянии от баз, и просто их проигнорировали. В результате бомбы как на учениях легли в цель, и четвёрка истребителей своим ходом вернулась в Одессу, а уже оттуда —домой в Евпаторию.

Мост бомбили два раза. Первый раз 10-го августа, но не совсем удачно. Один авианосец из трёх, вообще, вынужден был вернуться, существенных повреждений мост не получил, но и все наши самолёты без потерь вернулись в Одессу. 13-го августа всё-таки разрушили одну ферму моста. Работали уже шесть И-16 с трёх ТБ-3. Вернулись все, причём по дороге ещё устроили штурмовку румынской пехоты под Одессой.

17-го августа шестёрка И-16 разнесла док в Констанце, через неделю авианосцы нанесли удар по переправам через Днепр, 28-го августа — по Запорожью. 9-го сентября четвёрка И-16 не только разбомбила переправы на Днепре, но еще и записала на свой счёт два сбитых в бою «Мессершмитта».

Сколько раз точно вылетали авианосцы неизвестно, но считается, что не менее тридцати. Последние вылеты датируются началом 1942 года, и на этом боевая история летающих авианосцев закончилась.