11/11/19

Как СССР впервые вводил войска в Афганистан при Сталине

За полвека до ввода «ограниченного контингента» советских войск в Афганистан руководство СССР уже отправляло красноармейцев в эту страну для поддержки у власти своего союзника. К сожалению, неудачный опыт вторжения в 1929 году ничему нас не научил.

Прогрессивный падишах

Советское правительство с первых же дней своего существования заявило об отречении от всяких империалистических устремлений. Большевики хотели сделать народы Востока своими союзниками в борьбе против Запада. Логике британских и других колонизаторов, эксплуатирующих отсталые страны, коммунисты противопоставили бескорыстную помощь в проведении прогрессивных преобразований. Только вот эти преобразования не всегда были нужны народам Востока.

В 1919 году на королевский (падишахский) престол Афганистана вступил Аманулла-хан. Он сразу же заявил о полной независимости от Великобритании. В начавшейся после этого войне с англичанами афганцам удалось отстоять свободу своего государства. Когда же советская власть утвердилась в Средней Азии Аманулла-хан взял курс на взаимодействие с Советским Союзом.

СССР активно помогал Аманулле-хану в модернизации вооружённых сил и особенно в создании собственных ВВС, безвозмездно поставил Афганистану несколько боевых самолётов и направил туда военных пилотов. Советские лётчики неоднократно принимали участие в боевых вылетах во время подавления мятежей против Амануллы-хана, вспыхивавших в разных частях Афганистана.

Советское правительство было заинтересовано в сотрудничестве с королём Афганистана ещё и потому, что банды басмачей, вторгавшиеся в советскую Среднюю Азию, использовали афганскую территорию в качестве убежища. Имея в Кабуле дружественное правительство, было легче вести борьбу с ними.

Англичанам, естественно, не нравилось такое укрепление позиций СССР. Они прилагали усилия и направляли деньги для разжигания бунтов против Амануллы-хана. А вскоре и сам король косвенно помог им, дав повод для массового недовольства. 

Движение моджахедов

Стремясь вытащить свою страну из трясины вековой отсталости, Аманулла-хан в 1923 году провозгласил Конституцию Афганистана. Шариатское право теперь заменялось светским, запрещалось многожёнство, отменялось обязательное ношение чадры женщинами, вводилось светское обучение. В Афганистане появились университеты, электричество и радио.

Это была одна из первых, но неудачных попыток модернизировать Афганистан, ввести его в цивилизованное пространство. Ни о каком социализме речи не шло. Аманулла-хан в своём стремлении сделать Афганистан развивающимся светским государством, ориентировался больше всего на пример Турецкой Республики Кемаля Ататюрка. Но, как и все последующие, это благое начинание натолкнулось на активное сопротивление народных масс Афганистана, вдохновляемых исламским духовенством.

Осенью 1928 года в восточных провинциях Афганистана разгорелось мощное восстание, поддержанное оружием и деньгами из Британской Индии. Для организации движения был прислан знаменитый Томас Лоуренс Аравийский, устроивший восстание арабов против Османской империи в 1915-1918 гг. Вождём мятежа был провозглашён человек из народа – некий Хабибулла Калакани, таджик по национальности.

Хабибулла объявил светские школы и одеяния, газеты и радио вещами мерзкими в глазах Аллаха и подлежащими истреблению. Приверженцы Хабибуллы крушили «шайтанские» телеграфные столбы, восстанавливали суд шариата, убивали женщин, снявших чадру, и школьных учителей. Погромы набирали силу, к фанатикам примкнули правительственные войска. Значительную роль в мятеже сыграли банды басмачей, вытесненные на территорию Афганистана из советской Средней Азии.

14 января 1929 года Аманулла-хан бежал из Кабула в Кандагар – традиционный центр пуштунского племени баракзай, к которому он принадлежал. 17 января сторонники Хабибуллы вступили в Кабул. В афганской столице случилось то, что впоследствии повторилось в 1992 году после входа в нее душманов. 

Провал похода РККА в Афганистан

Победа Хабибуллы означала усиление в Афганистане позиций англичан и прямую угрозу советской Средней Азии. Руководство СССР не могло с этим смириться. В марте 1929 года после встречи в Москве с министром иностранных дел Афганистана Гуламом Сидик-ханом и послом Афганистана в СССР Гуламом Наби-ханом Чархи (речь идёт о законном королевском правительстве) Сталин приказал подготовить секретную операцию по вторжению в Афганистан советских войск.

Красноармейцы должны были переодеться в форму афганской армии. На время проведения операции командиры получали кодовые имена. Так, командующий отрядом комкор Виталий Примаков получил имя Рагиб-бей. Силы вторжения насчитывали всего 2000 человек, с воздуха им оказывала поддержку авиация. Предполагалось, что население, недовольное правлением исламских фанатиков, встанет на сторону  законного короля, а сам король будет наступать навстречу из Кандагара.

15 апреля 1929 года красноармейцы переправились через Амударью. Вначале им помог фактор внезапности, и они заняли важные города на севере Афганистана – Мазари-Шариф, Балх и Ташкурган. Однако расчёт на поддержку местного населения не оправдался. Наоборот, по призыву мулл народ дружно восстал против «неверных». Меры по маскировке ни к чему не привели – в «афганских» солдатах сразу распознали русских.

В мае 1929 года спецконтингент красноармейцев, сменивший к тому времени командира (им стал комдив Александр Черепанов, будущий военный советник в Китае), оказался фактически блокирован в Ташкургане. К этому времени Аманулла-хан потерпел поражение под Кандагаром и отказался от борьбы за трон, бежав из страны. После этого поход терял смысл, а дальнейшее пребывание Красной Армии в Афганистане грозило международными осложнениями.

К началу июня, потеряв около 120 человек убитыми, спецконтингент Черепанова был выведен на советскую территорию. Более 300 участников похода были награждены орденами Красного Знамени. 

Ремейк в 1930 году

Победа над Красной Армией вдохновила афганских моджахедов, и они стали интенсивнее содействовать басмачам. В этих условиях командование Среднеазиатского военного округа решило провести новую операцию в Афганистане, но преследуя теперь более узкую цель – разгром баз басмачей вблизи советской границы.

Эта операция была осуществлена в конце июня 1930 года в североафганской провинции Кундуз отрядом под командованием комбрига Якова Мелькумова. В 1922 году Мелькумов прославился тем, что ликвидировал главаря басмачей Энвер-пашу, бывшего военного министра Османской империи и организатора геноцида армян в 1915 году.

Красноармейцы уничтожили склады оружия, сожгли посёлки беженцев из Средней Азии, поставлявшие кадры для басмачей и благополучно вернулись в СССР, потеряв только одного человека убитым. Потери басмачей составили более 800 человек.