21/09/19

Как Сталин объяснял успехи Гитлера в начале Великой Отечественной

Все оценки причин поражений в начале Великой Отечественной войне в течение всего советского периода истории нашей страны базировались на выступлениях И.В. Сталина. Всего лишь через несколько дней после нападения Германии, 3-го июля в своей речи по радио, он сказал, что: «Наши войска героически сражаются с врагом, вооруженным до зубов танками и авиацией.»

А уже в Докладе на торжественном заседании Московского Совета депутатов трудящихся с партийными и общественными организациями города Москвы 6-го ноября 1941 года он обозначил причины неудач Красной Армии, которые далее никогда не менялись. Речь шла о численном многократном превосходстве немцев в танках и самолетах.

Причина же этого превосходства в численности была указана: «…немцы вырабатывают гораздо больше танков, ибо они имеют теперь в своем распоряжении не только свою танковую промышленность, но и промышленность Чехословакии, Бельгии, Голландии, Франции. Без этого обстоятельства Красная Армия давно разбила бы немецкую армию, которая не идет в бой без танков и не выдерживает удара наших частей, если у нее нет превосходства в танках.»

После этого у советских историков не было поводов искать какие-то другие причины поражений, а тезис о том, что: «На Гитлера работала вся Европа», был принят за аксиому. И уже под эту аксиому подгонялись все имеющиеся данные в исторических трудах. Даже после смерти Сталина и его осуждения Хрущевым, от старых мифов никто отказываться не стал. Мало того, даже сейчас они широко повторяются с экранов федеральных каналов.

При этом никакого реального подтверждения данного тезиса либо не приводят, либо даются цифры, которые ничего не подтверждают. Например, в советской «Истории Второй Мировой войны» приводятся данные по Франции, которая дала Германии «около 4000 самолетов, около 10 тыс. авиационных двигателей, 52 тыс. грузовиков». Ну и, конечно, никогда не забывают вклад Чехословакии.

Что касается Чехословакии (точнее Чехии, потому что Словакия стала отдельным государством), то будучи включенной в состав Рейха, её промышленность действительно работала и поставляла вооружение и все прочее для Вермахта. И вклад был немалый.

А вот что касается остальных стран Европы, то тут картина совсем иная.

Для начала следует прояснить саму постановку вопроса. Что значит работала на Гитлера? Судя по утверждениям советских историков, выглядит так, будто заводы стран Франции, Бельгии, Польши, Голландии и пр. производили массово всякое вооружение и прочую военную продукцию (мундиры и продукты на войне ведь нужны не меньше танков и пушек), и фактически отдавали её немцам. Но это в корне не так.

Во-первых, вооружение в европейских странах (кроме Чехии) не производилось. Лишь во Франции было налажено производства разведывательных самолетов FW.189, которые в Красной Армии прозвали «рамой», но их изготовили около четырёх сотен, причем речь идёт о сборке из поставляемых с завода в Бремене деталей. На заводе французской фирмы SIPA в 1943 году пытались наладить производство учебного самолёта Arado Ar.396, но до высадки союзников во Франции серийно производить их так и не начали. Эти самолеты выпускались во Франции уже после войны.

Известно и про заказ у фирмы «Berliet» 30 тысяч грузовых автомобилей. Полноприводные грузовики этой компании в 30-е годы считались лучшими в мире, а у Вермахта были серьёзные проблемы с моторизацией. По оснащению автотранспортом Вермахт уступал (в процентном отношении) даже таким странам как Бельгия и Голландия. Все пехотные дивизии Вермахта до конца войны имели артиллерию на конной тяге. Но возникла серьёзная проблема — французы заломили за свои машины такую неимоверную цену, что снабжать ими армию было нереально.

То же самое было и с поставками прочей продукции из других стран — немцы за неё платили, и, судя по некоторым примерам, даже очень дорого платили. Например, поставки железной руды из Швеции, без которой Германия бы долго не провоевала, обходились дороже немецкой.

Конечно, немцы наложили большие контрибуции на побежденные страны, захватив, в том числе и огромные запасы. Помимо этого было захвачено практически всё вооружение побежденных стран. Но реальная польза от этих трофеев была мизерной. Из упоминаемых в советских источниках 5 тысячах трофейных французских танков (а их было ну совсем не 5 тысяч) на Восточном фронте использовались за все годы войны несколько десятков, включая и переделанные в различные самоходные установки. Трофейными французскими грузовиками действительно оснастили почти треть дивизий, но этих машин хватило на пару лет войны и на наших дорогах они скоро истратили свой ресурс.

Огромное количество захваченной артиллерии так ни разу и не стреляло. Все орудия свозились в части береговой обороны во Франции и Норвегии, где и простояли всю войну. Причина — отсутствие боеприпасов. Уже в 1942 году в батареях полевой артиллерии пришлось сокращать число орудий с четырёх до трёх. Выручали только советские трофейные пушки и огромное количество захваченных складов с боеприпасами в начале 1941 года.

Ещё часто упоминают, что на европейских заводах ремонтировали вооружение и технику. Действительно, факты использования французских заводов есть, но их очень немного и речь шла про французские же танки, которые пытались привести в рабочее состояние.

Конечно, нельзя говорить о том, что победа над странами Европы не усилила военный потенциал Германии, но подходить к этому вопросу надо очень внимательно. Ибо при тщательном изучении выясняется, что фраза «вся Европа работала на Гитлера» — это всего лишь миф, начало которому положил И.В. Сталин ещё в 1941 году.