14/01/20

Как Сталин поступил с генералами, которые были в плену

За всю войну в плен к нацистам попало 78 генералов РККА, из которых к 1945 году погибло 26 человек. Сбежало из плена шесть советских военачальников. Двое присоединились к партизанским отрядам и продолжили воевать. Четверо перешли линию фронта и были проверены органами НКВД на обстоятельства пленения, а также наличие фактов сотрудничества с немцами.

Партизаны с генеральскими погонами

По воспоминания маршала Баграмяна в июле 1941 года, только 4-й механизированный корпус генерал-майора Сергея Огурцова воевал дерзко и активно. Благодаря контратаке под Бердичевом подразделения Огурцова на неделю задержали наступающую через Украину танковую группу Клейста. В первых числах августа Сергей Яковлевич был контужен и в бессознательном состоянии попал в немецкий плен. Весной 1942 года во время пересылки в Германию Огурцов выпрыгнул из вагона, через месяц перешел границу СССР и присоединился к партизанскому отряду Василия Манжевадзе. Сергей Яковлевич возглавлял подвижную кавалерийскую группу и, по сведениям маршала Баграмяна, погиб в бою с нацистами 28 октября 1942 года.

В июле 1941 года 36-й стрелковый корпус генерал-майора Павла Васильевича Сысоева оказался в окружении и был практически уничтожен. Согласно данным советского военного историка, Федора Свердлова, во время боя военачальника контузила мина. В результате ранения генерал на время потерял зрение и во время допроса выдавал себя за рядового Павла Скирду. В августе 1943 года Сысоев в группе из пяти пленных, взорвав склад, сбежал из лагеря Грубеш в Польше.

Лесами дошел до Белоруссии, где попал в плен к украинским партизанам-националистам. В октябре 1943 года с группой сагитированных украинцев присоединился к разведывательному отряду Черниговско-Волынского партизанского соединения. До апреля 1944 года Павел Васильевич активно партизанил, но был вызван в Москву и арестован. Генерал-майор прошел все проверки, в 1946 году был  оправдан и освобожден из следственного изолятора. Продолжил службу преподавателем в академии Генерального Штаба.

Осужденные и оправданные

В 1941 году генерал-майор Николай Гольцев служил начальником автобронетанковых войск 18-й армии, соединения которой противостояли немцам на советско-румынской границе. 15 августа в ходе оборонительных боев Гольцев оказался в плену, но уже через 2 недели сбежал к своим. В октябре Николай Дмитриевич был арестован НКВД и обвинен в добровольной сдаче в плен. Согласно данным следствия, генерал вину признал и 23 февраля 1943 года был расстрелян.

Генерал-майор Бондовский Александр Васильевич командовал 85-й стрелковой дивизией, которая в первый день войны возле города Гродно атаковала передовые части вермахта. В ходе ожесточенных боев и в полном окружении подразделение было разбито. При попытке прорыва 21 июля 1941 года Бондовский оказался в плену. Через пять дней генерал-майору удалось сбежать из колонны советских военнопленных и спрятаться в деревне Дубинка. В середине сентября Александр Васильевич вышел к своим, но 21 октября снова попал в плен, из которого сбежал в ту же ночь. В конце декабря 1941 года оказался в советском тылу и до апреля 1942 года проходил проверку в органах НКВД. По результатам следствия генерал-майор Бондовский был полностью оправдан и продолжил службу в рядах РККА.

Командир 51-й стрелковой дивизии, Цирульников Петр Гаврилович, в октябре 1941 года попал в плен. 11 ноября военачальник убежал из лагеря возле города Днепропетровск и вышел к позициям Красной Армии. 18 февраля 1942 года был арестован за преступное управление дивизией. На допросах признался, что выдавал немцам служебную информацию. 10 лет находился под стражей без решения суда. В 1953 году реабилитирован и восстановлен в звании. Генерал-майор Алексеев Иван Иванович попал в плен под Лубнами, при пересылке в лагерь возле города Кременчуг сбежал и в конце октября 1941 года перешел линию фронта в районе Харькова. Прошел проверку НКВД и по состоянию здоровья был уволен из рядов Красной Армии.