Чернобыль – трагедия, которая и сегодня, спустя более 30 лет, продолжает напоминать о себе. Однако не все знают, что масштаб бедствия мог быть еще больше. Избежать катастрофы планетарного масштаба помог подвиг трех добровольцев, которые пожертвовали своими жизнями и спасли мир.
Опасность второго взрыва
1 мая 1986 года ликвидаторы аварии на ЧАЭС выяснили, что ситуация хуже, чем они предполагали. Активная зона разрушенного реактора продолжала плавиться. В ядре, содержащем 185 тонн ядерного топлива, происходила ядерная реакция, а под ним отделенные метровой бетонной плитой находились пять миллионов галлонов воды, использовавшейся как теплоноситель. Плита постепенно разрушалась.
При контакте раскаленного ядра реактора с жидкостью должен был произойти паровой взрыв. Уже после трагедии советские физики вычислили, что если реакция вызвала бы испарения топлива и в других реакторах Чернобыльской станции, то все живое на территории 200 квадратных километров вокруг было бы уничтожено, в том числе и город Киев. Северная часть Украины и прилегающие к ней территории Белоруссии и России оказались бы заражены.
В 2009 году исследователи из России и Азии высчитали, что результатом аварии могло стать уничтожение половины Европы, тогда бы ещё 500 лет эти земли были бы непригодны для жизни.
Кризисный план
Кризисная группа в экстренном порядке разработала план. Добровольцы, одетые в акваланги, должны были через затопленные камеры четвертого реактора дойти до запорных клапанов и открыть их, чтобы вода вытекла и теплоноситель не соприкоснулся с раскаленным реактором. План казался простым и выполнимым, однако все понимали, что для добровольцев спуск в радиоактивную воду будет смертельным.
Представители власти сообщили ликвидаторам свое решение и оповестили их о последствиях, которые ждут тех, кто вызовется выполнить задачу. Под воду могли спуститься только сотрудники ЧАЭС, знавшие план помещений. Согласились трое: инженеры Алексей Ананенко и Валерий Беспалов, а также начальник смены Борис Баранов. Они сознавали, что погибнут, но взяли на себя ответственность спасти Европу от катастрофы.
Двое должны были крутить вентиль, а один отвечать за освещение. Дополнительно сформировали поисковую бригаду, которая если связь с группой исчезнет, нашла бы их и продолжила выполнение задания.
Подвиг ценою в жизнь
2 мая 1986 года добровольцы надели снаряжение и вошли в смертельные воды бассейна. В камерах царила кромешная тьма, а тусклый свет от фонарей постоянно гас. Преодолевая страх остаться в полной темноте и понимая, что каждую секунду их тела разрушаются изотопами, герои продолжали идти к цели. Фонарь потух, когда водолазы уже заметили трубы, ведущие к клапанам.
В темноте они открыли задвижки, и вода стала вытекать из камер. За два дня все пять миллионов галлонов радиоактивной жидкости ушли и, когда раскаленное ядро прожгло бетон, бассейн был уже пуст.
Через несколько недель Ананенко, Беспалов и Баранов скончались. Тела героев были пропитаны радиацией и несли опасность для окружающих, поэтому хоронили их в наглухо запаянных свинцовых гробах.