История этих бриллиантовых серег напоминает детективный роман, где переплелись судьбы знаменитых фамилий, старинные легенды и трагические совпадения. Их путь от ушей Натальи Гончаровой на портрете кисти Брюллова до фондов Пушкинского музея был долгим и интересным.
Роковое украшение
Главная загадка начинается с известного портрета Натальи Гончаровой. Бриллиантовые серьги, сияющие в ее ушах, на самом деле не принадлежали семье Пушкиных. Поэт, мучимый ревностью к юной жене, одолжил их у князей Мещерских.
С этим украшением был связан целый ряд мрачных преданий. Согласно одним, серьги приносили несчастье любому, кто носил их, не будучи кровным родственником рода Мещерских. По другой, серьги обладали мистическим свойством — помогали мужу распознать неверность супруги. Именно это, как считается, и привлекло горячего и ревнивого Пушкина.
Существует и альтернативная версия: серьги могли быть подарком матери Натальи, Натальи Ивановны Гончаровой, которая состояла в родстве с Мещерскими. Правда, рассказывают, что, разгневанная на зятя, она впоследствии отняла украшения у дочери.
Так или иначе, с серег Мещерских для Пушкина началась череда роковых событий, закончившаяся трагической дуэлью. Сама Гончарова при этом не пострадала, что дало начало легенде о «выборочном» проклятии.
Путешествие реликвии через века
После смерти Пушкина серьги продолжили свой путь, кочуя по рукам родственников Мещерских и Гончаровых. В конце XIX века они оказались у Екатерины Подборской, вышедшей замуж за престарелого князя Александра Мещерского. Брак был недолгим и несчастливым, что лишь укрепило и без того дурную репутацию «проклятых» серег.
Последней законной владелицей украшения считала себя Екатерина Мещерская, представлявшаяся дочерью Екатерины Подборской и Александра Мещерского. Однако ее происхождение оспаривается: по разным версиям, ее отцом мог быть скульптор Паоло Трубецкой или даже неизвестный священник.
Советский фонд и Раиса Горбачева
В середине 1980-х годов Екатерина Мещерская, находясь в крайней нужде, написала письмо в Советский фонд культуры, которым руководила Раиса Горбачева. Она предложила выкупить у нее фамильную реликвию — те самые серьги, которые некогда носила Гончарова.
Раиса Максимовна отнеслась к этому серьезно. Она инициировала проверку подлинности украшений и выступила с предложением выкупить их для Государственного музея А. С. Пушкина. Что и было сделано. Серьги прошли экспертизу и поступили в музейные фонды, где и хранятся по сей день.
Рождение мифа о новом проклятии
Несмотря на то что серьги официально были переданы музею, в обществе упорно закрепился слух, будто Раиса Горбачева оставила их себе. Эта легенда получила новую жизнь, когда первая леди СССР тяжело заболела и в 1999 году скончалась от лейкоза. Общественное сознание мгновенно связало ее болезнь с «проклятием серег Мещерских».

