Как в Германии относились к немецким пленным, вернувшимся из СССР

16 января 1956 года, после визита канцлера ФРГ Конрада Аденауэра, из СССР домой, на Запад, отправился последний состав с военнопленными немцами. Пребывая в плену, солдаты поняли: все, что им говорили про СССР, было фашистской пропагандой.

Эволюция представлений

Находясь в советских лагерях в качестве военнопленных, немцы получили совсем другое представление о советском человеке, и оно шло вразрез с тем образом, который навязывала им пропаганда Третьего Рейха.

Многих бывших военнопленных поразила двойственность характера русских: сочувствие и беспощадность в одном лице. Бывшие военнопленные вспоминали, что русские одних могли расстрелять, и это вызывало у них веселье, а других вдоволь накормить, поделиться хлебом. И пришли к тому, что русская душа загадочна и не поддаётся анализу.

Человеческие слабости

Немцы, оказавшись в лагере для военнопленных, разделились на две категории. Одни остались верны своим националистическим идеям, а другие попытались выжить, пускаясь на различные уловки. Большинство немцев было удивлено тому, что часть их бывших сослуживцев с легкостью поменяла свои националистические взгляды, отказалась от своих корней. Некоторые называли себя румынами или австрияками для того, чтобы облегчить свою участь. Румынам обычно разрешали работать на кухне, а в условиях нехватки продовольствия это помогало сохранить жизнь.

Немецких солдат, которые еще недавно считали себя сверхлюдьми, желание жить превращало в обычных людей, с их слабостями. Бывшие военнопленные рассказывали, что очень часто движимые чувством голода, они превращались в зверей, были готовы продать душу и тело, и были нередки случаи гомосексуальных связей.

Домой

Пережив русский плен, немцы возвращались домой как герои, а не как военные преступники. Первые поезда, перевозившие их, стали прибывать в Германию в 1945 году, и возвращение продолжалось вплоть до 1974 года. Часть немцев, находясь в плену, помогала поднимать из руин страну, разрушенную войной. Другую же часть, среди которой были калеки, неизлечимо больные и старики, советской стране еще приходилось и содержать.

Возвратившись в Германию, они долго приходили в себя как душевно, так и физически. Восстановив свои силы, получив работу, бывшие военнопленные стали помогать в возрождении Германии. Многие получили денежную компенсацию, которая очень помогла. Германия быстро преодолела послевоенные трудности. Во многих отраслях экономики стали активно развиваться новые технологии и бывшим военнопленным пришлось привыкать к новому ритму жизни на родине.

Два государства

Ресоциализация бывших военнопленных в Восточной и Западной Германии происходила по-разному. В зависимости от прежнего места жительства они могли оказаться либо в ГДР (зона советской оккупации), либо в ФРГ (зона оккупации союзников).

Попавшие под юрисдикцию СССР, обязаны были пройти лагерный карантин, получить свидетельство о об освобождении из плена и в обязательном порядке зарегистрироваться в полиции, чтобы внутренние органы ГДР могли отследить их передвижения. Необходимо было получить медицинскую карту, подать заявление на трудоустройство, чтобы получить продовольственные карточки.

Бывшие военнопленные, находившиеся на территории ГДР, быстро находили способ заработать себе на жизнь: территория ГДР больше пострадала от войны и ей требовалось срочное восстановление.

Территория ФРГ во время войны пострадала меньше, и поэтому дела с трудоустройством шли здесь намного хуже. Многие едва сводили концы с концами. Так продолжалось до 1950 года, пока не был принят «Закон о мероприятиях по оказанию помощи лицам, вернувшимся на родину». В отличие от военнопленных, которые поселились на территории ГДР, репатрианты ФРГ сразу получили на руки по 80 дойчмарок и полную свободу.

Цензура на воспоминания

Оказавшись на родине, бывшие военнопленные попали в зону влияния противоборствующих идеологических систем. И это отразилось на том, что даже в мемуарах люди по-разному описывали свое пребывание в плену. Объяснение простое: в ФРГ существовала цензура, которая следила за тем, чтобы в публикациях присутствовал антикоммунистический подтекст, а в ГДР приветствовалось, если бывшие военнопленные в воспоминаниях рассказывали о своих заблуждениях относительно фашизма.

В 1989 году после объединения Германии впервые появились мемуары бывших военнопленных, в которых отсутствовала коммунистическая пропаганда.