В 1920 году 19-летний Саид (впоследствии известный как Саид-бей Шамиль), родившийся в Стамбуле в семье младшего сына легендарного имама Шамиля, впервые ступил на землю исторической родины. Это путешествие стало отправной точкой его столь неоднозначной политической биографии.
Во главе антисоветского восстания
Получивший блестящее образование в престижном турецком лицее и владеющий несколькими языками, юный Саид прибыл на Кавказ не по собственной воле. На съезде горцев в чеченском селении Капши его отцу, Мухаммаду Камилю, было предложено возглавить национально-освободительное движение. Но тот, будучи уже немолодым и больным, отправил вместо себя сына.
Вскоре Саид-бей вместе с провозгласившим себя имамом Нажмутдином Гоцинским возглавил крупное антисоветское восстание. Его штаб располагался в селе Дарго, а под его командованием к весне 1921 года находилось несколько тысяч бойцов. Однако, несмотря на первоначальные успехи, восстание было жестоко подавлено частями Красной Армии. Раненому Саиду чудом удалось бежать обратно в Турцию.
Исторический шанс
Но на этом его борьба не закончилась. Увидев в приходе к власти в Германии Адольфа Гитлера исторический шанс, внук Шамиля вступил в контакт с немецкой разведкой уже в середине 1930-х годов. На встрече в Стамбуле он заявлял о родственности кавказского национализма и нацизма по духу и даже просил турецкие власти разрешить создание вооруженных групп на советской границе.
Однако его план создания независимого Дагестана вступил в противоречие с имперскими амбициями Третьего рейха, планировавшего напрямую присоединить кавказские территории. Осенью 1942 года, отказавшись идти на уступки, Саид-бей прервал переговоры с немцами. Его место в сотрудничестве с нацистами занял другой эмигрант, Али-хан Кантемир, согласившийся на их условия.
После войны Саид-бей Шамиль, названный советской пропагандой «зоологическим антикоммунистом», продолжал активную публицистическую и общественную деятельность. Он выступал с критикой национальной и религиозной политики СССР, основал в Турции действующий поныне «Фонд образования и культуры имени Шамиля», которому завещал свою обширную библиотеку.
Он умер в 1981 году, так и не дождавшись краха советской системы, в неизбежность которого верил.

