06/04/21
Как выжить при ядерном взрыве: чему учили советских школьников

В советское время во всех школах был предмет под названием «Начальная военная подготовка» (НВП). Студенты вузов прослушивали в обязательном порядке курс «Гражданской обороны» (ГО). Помимо всего остального, в программу и НВП и ГО входило ознакомление детей и молодежи с тем, как следует вести себя при ядерном ударе. Инструкции были исчерпывающе подробными и внятными.

Где спасаться от ядерной атаки

В эпоху «холодной войны» советские люди так же, как, впрочем, и американцы, вполне допускали, что «вероятный противник» вот-вот подвергнет их мирные города атомной бомбардировке.

На этот случай во всех крупных, и в большинстве остальных городов СССР были построены специальные убежища. Детям на занятиях в школе рассказывали, где находятся эти убежища, и водили туда на ознакомительные экскурсии. Убежища располагались в подвальной части многоэтажных домов, под различными учреждениями, учебными заведениями и больницами. В некоторых городах эти убежища сохранились со времен Великой Отечественной войны и модернизировались с учетом новых требований. В Москве и других мегаполисах убежищами в случае необходимости, как известно, могут стать станции метро.

Детям рассказывали о том, что убежища построены из более прочных материалов, чем обычные здания, имеют надежные перекрытия, систему вентиляции, оборудованы санузлами и электрогенераторами.

В случае ядерной атаки в городе, который подвергается нападению, зазвучит сигнал тревоги, и по этому сигналу все должны быстро и организованно спуститься в ближайшее убежище. Демонстрировались даже учебные плакаты, на которых изображалось внутренне устройство таких помещений: люди чинно сидят на лавках, некоторые лежат на двухэтажных нарах, на заднем плане мальчик наливает воду из-под крана, а другой ребенок открывает дверь с надписью «Туалет».

В сельской местности, рассказывали детям, жителям следует создавать укрытия, устроенные точно так же, как землянки времен Великой Отечественной войны. Для перекрытий рекомендовалось использовать бревна, хворост, даже глиняные кирпичи.

Этой теме – убежища и укрытия от ядерной атаки – был посвящен учебный диафильм, созданный в 1970 году по заказу Министерства просвещения СССР, а также множество специальных брошюр и плакатов.

Кроме того, школьники знали, если убежище или укрытие находятся далеко, можно спрятаться в подвале или погребе, упасть в какую-нибудь канаву, яму, овраг или хотя бы за пенек или каменный бордюр, спрятать лицо и руки, по возможности, накрыться чем-нибудь, и ни в коем случае не смотреть в сторону вспышки, поскольку это чревато ожогом и слепотой. Находящимся в школьных классах детям рекомендовалось спрятаться под парты. Если школа находится достаточно далеко от эпицентра, то это должно спасти от осколков стекла из окон и все от той же ослепительной вспышки.

Что делать дальше?

Те, кто выжил после взрыва в убежищах или найдя себе укрытие, должны как можно дольше находиться в безопасном месте. Каждому школьнику было известно, что в первые 4-5 дней после взрыва радиационный фон таков, что убьет всякого, кто находится на поверхности. Через 5 дней из убежища должен выйти разведчик, облаченный в специальный защитный костюм и снабженный дозиметром (предполагалось, что костюмы и дозиметры заготовлены заранее). Пользоваться индивидуальным дозиметром учили и старшеклассников, и студентов.

Если разведчик убедился в том, что уровень радиации упал, то остальные тоже могут выйти. Далее, как было сказано в специальной брошюре «Это должен знать и уметь каждый» под редакцией Королева, необходимо воспользоваться средствами индивидуальной защиты и приготовиться к эвакуации.

Главное средство индивидуальной защиты — это, конечно же противогаз, который в советское время умел собрать и правильно надеть каждый школьник. Помимо противогаза рекомендовалось использовать респираторы или самодельные ватно-марлевые повязки. Изготавливать их также учили на уроках. Рассказывали и о том, как нужно одеться, чтобы защититься от радиоактивной пыли и дождей.

Одной лишь теорией во времена «холодной войны» не ограничивались. Регулярно проводились учебные тренировки и отработка действий на случай нападения «вероятного противника», большой популярностью пользовалась игра «Зарница», в ходе которой дети учились ориентироваться на местности, действовать в экстремальной ситуации и оказывать первую помощь пострадавшим.

Понятно, что отношение к таким урокам и тренировкам было довольно легкомысленное и, отчасти, даже юмористическое. Однако, в головах оседало немало полезной информации, в том числе, о том, что глаза нужно беречь от вспышки, как сделать защитную повязку из подручных средств, и где, в случае беды, следует прятаться.

В наши дни

Сегодня многие из рекомендаций, изложенных в брошюре Королева и других, изданных в 70-80-е годы прошлого века, увы, серьезно устарели. Прежде всего потому, что в те времена составители брошюр учили, как вести себя в случае ядерной бомбардировки с самолета. Появление такого бомбардировщика в воздушном пространстве страны довольно просто отследить и позаботиться об оповещении населения о грозящей опасности, если уж не удалось уничтожить самолет. Но в наши дни следует ожидать атаки ракетами с ядерными боеголовками. Время подлета такой ракеты – около 10 минут. Совершенно очевидно, что добежать в такой ситуации до убежища (даже если знаешь, где оно находится) практически невозможно.

Да и сами убежища редко где содержатся в должном порядке, и, по больше части, превращены в склады или подсобные помещения, а то и вовсе заброшены и разграблены.