16/08/21

Какие белоэмигранты поддержали Красную Армию в войне с Гитлером

В последние десятилетия сложилось представление, что большая часть русской эмиграции была на стороне Германии. Однако на самом деле большинство не поддержало агрессию Гитлера и отказалось сотрудничать с рейхом. Большинство русских, воюющих на стороне нацистов, были не эмигрантами, а гражданами СССР, которые присоединились к врагу, находясь в плену или на оккупированных территориях.

Эмигранты за немцев

Согласно подсчетам российского историка Кирилла Александрова, к 1939 году в Европе проживало порядка 35—400 тыс. белоэмигрантов, среди которых были как люди, напрямую участвовавшие в Белом движении, так и их потомки, рожденные уже за пределами России. Основными странами проживания русских, не принявших коммунизм, стали: Франция, Польша, Югославия, Чехия. Более миллиона русских, белорусов и карпатских украинцев проживало в новообразованных европейских государствах, но относились они не к эмигрантам, а к национальным меньшинствам своих стран.

Часть русских поступила в РОА генерала Власова, но большинство эмигрантов, поддержавших агрессию нацистской Германии против СССР, добровольно пошли служить в Русский охранный корпус. Первым командиром корпуса стал генерал-майором Скородумов, который говорил, что: «Пускай сперва подохнут все большевики, а потом при первом же случае мы поговорим и все припомним иностранцам...».

По данным исследователя Сергея Дробязко, за всю войну через корпус прошло 12 тыс. русских эмигрантов и 5000 представителей национальных меньшинств России. Еще до 9000 человек служило в других подразделениях армии Германии, Италии, Румынии, Финляндии, Испании. Всего с оружием в руках против СССР воевало до 21 тыс. белых эмигрантов и их детей. По выводам историка, Кирилла Александрова, это составляло 5% от всей численности русских эмигрантов в Европе.

Процентное соотношение

Проанализировав разрозненные данные, директор Российского института стратегических исследований, историк Леонид Решетников, пришел к выводу, что из 100% способных носить оружие мужчин-эмигрантов в возрасте от 18 до 60 лет, 30% поддержали нацистов или воевали против СССР, 60% выбрали стратегию неучастия в войне и только 10% заняли позицию противодействия гитлеровскому режиму. Леонид Решетников считает, что 1-1,5% эмигрантов присоединились к движению Сопротивления на стороне европейских коммунистов. Чаще всего это была русская молодежь, выросшая на Балканах и во Франции, где всегда были сильны левые идеи.

По данным историка, с советской разведкой контактировало более 200 белоэмигрантов. Многие русские, будучи гражданами европейских стран, служили в их армиях. Только в вооруженных силах Франции сражалось более 3000 белых эмигрантов, из которых в боях за Африку и Нормандию погибло 250 человек.

Деникин и «оборонцы»

Неофициальным лидером «оборонцев», которые не поддержали Германию в войне с СССР, стал Антон Иванович Деникин. Бывший императорский генерал и руководитель Белого движения на юге России демонстративно отказался контактировать с Власовым и осудил тех, кто взял в руки оружие. Видными деятелями «оборонцев» стали царские министры Сукин и Маклаков, бывший адмирал Кедров, полковник Колтышев, генералы Писарев, Баранов, Махров. Последний написал письмо советскому послу с просьбой зачислить его в Красную Армию хотя бы рядовым. В РККА просился и князь Николай Оболенский.

Все они находились под надзором гестапо, кто-то был арестован. Через два дня после ареста в гестапо от побоев скончался генерал Кусонский. Задержали и бывшего атамана Донского казачества Петра Попова, а также генерала Махрова, которого от расстрела спасло заступничество видных военачальников вишистской Франции. Выступил против Гитлера и русский философ Иван Ильин, который в 1945 году написал о нацистах: «Коммунизм в России был для них только предлогом, чтобы оправдать перед другими народами и перед историей свою жажду завоевания».