08/08/21

Какие эпизоды биографии Григорий Котовский просто выдумал

До сих пор биография уголовного преступника, сумевшего стать легендарным красным командиром, удивляет многих историков. Однако наиболее занимательным эпизодом из жизни Котовского является история с княжной Кантакузино, с которой якобы все и началось. Именно обида на жестокого супруга возлюбленной и заставила Григория Котовского мстить «буржуям». Впрочем, некоторые исследователи считают, что Котовский всю эту драму попросту выдумал.

Фальсифицированная биография

Долгое время споры между историками вызывала даже дата рождения Григория Ивановича Котовского. Причем запутал всех сам Котовский. Так, исследователь Ф. Зинько утверждал, что в одной автобиографии герой гражданской войны указал 1887 год, а в другой – 1881 год. Однако верной следует все же считать последнюю. По словам публициста Бориса Соколова, в 1940 году обнаружилась запись в метрической книге, согласно которой Котовский появился на свет в 1881 году. Как утверждает Олег Смыслов, автор книги «Котовский Робин Гуд революции», в течение всей жизни Григорий Иванович не единожды фальсифицировал многие факты из своей биографии.

Впрочем, современные сведения о месте рождения Котовского и его юности считаются вполне достоверными. По мнению большинства биографов да и согласно метрическим записям, Григорий Иванович был уроженцем местечка Ханчешты (теперь это город) в Молдавии. Как пишет Юлия Андреева в издании «Откуда приходят герои любимых книг. Литературное зазеркалье», Котовский обучался в Кокорозенском агрономическом училище. Окончив его, работал управляющим в различных поместьях Бессарабии. Андреева утверждает, что Котовский уже тогда нигде долго не задерживался, так как крал деньги из кассы хозяев и даже соблазнял чужих жен.

Роман с замужней княжной

Именно история, связанная с чужой женой, и стала для Григория Котовского роковой. Если верить Роману Гулю, автору книги «Красные маршалы», некоторое время Котовский проходил практику в имении князя Кантакузино. Тогда будущий красный командир был молод и хорош собой, поэтому неудивительно, что супруга князя без памяти в него влюбилась. Котовский ответил женщине взаимностью. Об отношениях любовников вскоре узнал Кантакузино. В гневе князь замахнулся на дерзкого паренька арапником. В ответ Котовский с кулаками набросился на помещика. Тогда Кантакузино велел избить Григория, связать его и отвезти в степь.

Освободившись, Котовский долго не раздумывал. Он вернулся в имение, убил князя и сжег дом. После содеянного Григорий ударился в бега. Скрываясь в лесах от правосудия, Котовский и организовал банду для последующих разбойных нападений. Именно поэтому эту историю Гуль называет первой главой в криминальной биографии Котовского. По мнению публициста, ненависть Котовского к Кантакузино вылилась в ненависть ко всем «буржуям», а уже остальное подсказала «неуправляемая» воля будущего комбрига.

Факт или выдумка?

Так описывали любовную драму, произошедшую с Григорием Котовским многие отечественные исследователи. Вот только некоторые историки с этой версией не согласны. Например, Николай Зенькович, автор книги «ХХ век: высший генералитет в годы потрясений», утверждает, что данный эпизод несколько раз транформировался. Так, Феликс Кон писал о том, что Котовский поборол Кантакузино, а тот отправился жаловаться на практиканта в Кишинев. А в более поздних интерпретациях личные мотивы и вовсе исчезли. В источниках советских лет Котовский оказывался вовсе не любовником княжны, а просто человеком, возмущенным тем, как угнетают наемных крестьян. Зенькович называет такие перемены «канонизацией» образа.

С Зеньковичем согласен и автор книги «Котовский», Виктор Савченко. Историю с княжной Савченко считает выдумкой, так как в ней не сходятся ни даты, ни события. По мнению Савченко, на самом деле в это время Григорий Котовский работал лесным объездчиком в селе Молешты у Авербуха, а после трудился на пивоваренном заводе Раппа. Потом Григорий Иванович и вовсе оказался за решеткой на 2 месяца по уголовному делу. Виктор Савченко предполагает, что красивую сказку о княжне Котовский почерпнул из популярных в те годы бульварных романов о благородных разбойниках.