11/07/21

Сколько Героев Советского Союза стало воевать в армии Власова

На любой войне встречаются как предатели, так и герои. Понятно, что эти два понятия несовместимы. Однако в составе Русской освободительной армии генерала А.А. Власова сражались офицеры, ранее удостоенные высокого звания Герой Советского Союза. Попав в плен к немецко-фашистским захватчикам, даже отважные и опытные летчики переходили на сторону врага. Были среди них и настоящие асы.

Бронислав Антилевский

Одним из власовцев стал Герой Советского Союза Бронислав Романович Антилевский (1916-1946 гг.), уроженец Минской области, который закончил Монинское училище авиации особого назначения незадолго до Великой Отечественной войны. Биографию этого неоднозначного человека рассказал своим читателям Тимур Бортаковский – автор книги «Расстрелянные Герои Советского Союза» (Москва, 2012 г.).

Свой боевой путь Антилевский начал на Советско-финской войне 1939-1940 годов в составе первой эскадрильи 21-го дальнебомбардировочного авиаполка. Вместе с товарищами бомбил военные базы, укрепления и промышленные предприятия Финляндии, сбивал вражеские истребители. Младший командир взвода, стрелок-радист - он был ранен во время одного из вылетов. Его храбрость высоко оценило руководство страны.

7 апреля 1940 года Указом Президиума Верховного Совета СССР Бронислав Антилевский был удостоен звания Героя Советского Союза, получил медаль «Золотая Звезда» и орден Ленина. Последняя высшая воинская награда Советского Союза была вручена «за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с финской белогвардейщиной и проявленные при этом отвагу и геройство».

Молодым летчиком гордились земляки, его фотографии появлялись в газетах. Антилевского радушно принимали в учебных заведениях, где он выступал перед учащимися, заявляя о своей готовности и дальше сражаться за родное советское государство. Такая возможность вскоре представилась – началась Великая Отечественная война.

Он храбро воевал в небе, сбивал немецкие самолеты. В 1942 году вступил в Коммунистическую партию. Командование характеризовало старшего лейтенанта Антилевского как волевого, дисциплинированного и скромного человека, который искренне предан социалистической родине. За образцовое выполнение боевых задач летчику вручили еще одну высокую награду – орден Красного Знамени, соответствующий приказ был подписан 29 июля 1943 года.

А через месяц после награждения – 28 августа – самолет Антилевского был сбит в небе над Смоленской областью. Летчик попал в плен.

Семен Бычков

Еще один ставший предателем Герой Советского Союза – Семен Трофимович Бычков (1918-1946 гг.). Его биография во многом напоминает судьбу Антилевского. Многие ребята той поры мечтали стать летчиками. Вот и уроженец Воронежской области в юности занимался в местном аэроклубе, а в 1938 году окончил Тамбовскую школу Гражданского воздушного флота. Перед Великой Отечественной войной пилот сменил квалификацию, пересев за штурвал боевого самолета, управлять которым научился в Конотопской военной школе летчиков-истребителей.

В небе Бычков всегда проявлял удивительную храбрость и мужество, он не боялся вступать в бой даже с превосходящими силами противника. В составе 287-го истребительного авиационного полка 288-й истребительной авиадивизии пилот воевал в небе над Брянском, Прибалтикой, Москвой и другими регионами нашей страны. Он особо отличился на Сталинградском фронте, где совершил 30 боевых вылетов, во время которых уничтожил не только вражеские истребители, но и разбомбил немецкую автотехнику.

Правда, в карьере Бычкова был один сомнительный эпизод, в 1942 году его объявили виновником аварии, в которой самолет получил серьезные повреждения. Военный трибунал даже осудил его, но своими отважными действиями на фронте летчик довольно быстро заслужил отмену приговора.

Семен Бычков был удостоен двух орденов Красного Знамени, соответствующие приказы подписаны 23 октября 1942 года и 23 августа 1943 года. А уже через несколько дней после второго награждения – 2 сентября – летчик стал Героем Советского Союза. Как говорилось в Указе Президиума Верховного Совета СССР, звание было ему присвоено «за образцовое выполнение боевых заданий командования и проявленные при этом отвагу и геройство в боях с немецко-фашистскими захватчиками».

Вскоре Бычков стал кандидатом в члены Коммунистической партии. Но вступить в нее не успел, 10 декабря 1943 года летчика, уничтожившего 17 вражеских самолетов, подбили немецкие зенитчики. Случилось это в районе г. Орши.

«Объятая пламенем машина упала на территории, оккупированные немецкими войсками. Не вернувшегося с боевого вылета капитана Бычкова в 482-м истребительном авиаполку признали погибшим… На самом деле летчик остался жив. Осколками снарядов капитан Бычков был ранен, но сумел выпрыгнуть из самолета на парашюте. Однако приземление было неудачным – раненый летчик был схвачен немецкими автоматчиками», – так описал пленение Бычкова в своей книге Т.В. Бортаковский. 

Вербовщик Виктор Мальцев

Рассказ о предательстве двух Героев Советского Союза был бы неполным без упоминания Виктора Ивановича Мальцева (1895-1946 гг.), который за время Великой Отечественной войны из советского полковника превратился в генерал-майора ВВС КОНР (Комитета освобождения народов России). В отличие от Б.Р. Антилевского и С.Т. Бычкова этот опытный офицер сам перешел на сторону гитлеровцев, поскольку являлся убежденным антисоветчиком. И на то у него были веские причины.

Кандидат исторических наук Кирилл Александров в книге «Офицерский корпус армии генерал-лейтенанта А.А. Власова. 1944-1945» (Москва, 2001 г.) сообщал, что В.И. Мальцев попал под каток сталинских репрессий в начале 1938 года. Будучи начальником Туркменского управления Гражданского воздушного флота СССР, полковник-резервист пережил арест и пытки в Ашхабадском управлении НКВД как предполагаемый «участник антисоветского заговора». Полтора года истязаний ни к чему не привели, подозреваемый ни в чем не сознался. Мальцева освободили 5 сентября 1939 года, и вскоре он был отправлен в Ялту – руководить местным санаторием "Аэрофлота".

Очевидно, арест и пытки, которым полковника подвергли в органах НКВД, вызвали в нем ненависть к советскому строю. После захвата Ялты немцами Мальцев сам пришел в оккупационную комендатуру и предложил сотрудничество.

Этот человек занимался вербовкой летчиков, попавших в плен, формируя из них Русскую восточную авиационную группу (Восточную эскадрилью), воевавшую в составе гитлеровских войск. Он выступал с пропагандистскими речами по радио, ездил по концлагерям, уговаривая бывших пилотов Красной Армии перейти на службу к немцам.

Историки до сих пор спорят: как Мальцеву удалось склонить к предательству Героев Советского Союза, которые точно не были трусами. Одни считают, что вербовщик умело «промывал мозги» коллегам-летчикам, убеждая их в бессмысленности сопротивления. Другие полагают, что отважных пилотов могли сломить гестаповские пытки.

«Как известно, в годы Великой Отечественной войны во вражеском плену оказались миллионы советских солдат и офицеров. Большинство из них, несмотря на все ужасы вражеских концентрационных лагерей, остались верными воинской присяге и долгу. Но были и такие, кто не смог вынести побоев, издевательств, пыток голодом и холодом. Они пошли на сговор со своей совестью и переметнулись на сторону врага», – писал Т.В. Бортаковский в книге «Расстрелянные Герои Советского Союза».

На службе у вермахта

Поначалу немцы не вполне доверяли предателям. Бывшие советские летчики лишь перегоняли новенькие немецкие самолеты с авиастроительных заводов на аэродромы Восточного фронта. Но вскоре и Антилевский, и Бычков, и другие власовцы уже участвовали в боевых операциях против партизанских соединений и регулярных частей Красной Армии.

Сам факт, что два Героя Советского Союза влились в ряды РОА и КОНР активно использовался в гитлеровской пропаганде. Антилевский и Бычков вместе с Мальцевым часто выступали в лагерях для военнопленных с антисталинскими, антисоветскими речами, призывая бывших красноармейцев примкнуть к власовцам.

Историк К.М. Александров в своей книге отмечал, что Антилевский дослужился в ВВС КОНР до звания капитана, был награжден боевым орденом и назначен командиром 2-й эскадрильи 1-го авиационного полка. Известно, что 13 апреля 1945 года в районе Одера он вместе с другими «соколами А.А. Власова» прикрывал с воздуха наступление 1-й пехотной дивизии ВС КОНР на плацдарм «Эрленгоф», занятый частями 33-й армии РККА.

Бычков возглавил 5-ю эскадрилью 1-го авиационного полка. Получил боевой орден и дослужился до звания майора.

Они были предателями

Известный специалист по военной истории, профессиональный юрист Вячеслав Звягинцев в книге «Трибунал для Героев» (Москва, 2005 г.) рассказывал, что Б.Р. Антилевский и С.Т. Бычков активно помогали В.И. Мальцеву вербовать пленных в ряды власовцев.

«Сбитые в честном бою, мы оказались в плену у немцев. Нас не только никто не мучил и не подвергал пыткам, наоборот, мы встретили со стороны германских офицеров и солдат самое теплое и товарищеское отношение и уважение к нашим погонам, орденам и боевым заслугам», – вот как описали радушный прием гитлеровцев Б.Р. Антилевский и С.Т. Бычков в совместной статье, которая была опубликована в газете «Доброволец», официальном издании РОА.

В небе над Германией весной 1945 года развернулись ожесточенные бои, которые между собой вели русские летчики. Но победа СССР уже была очевидной для всех. Авиационные части КОНР перебрались в конце апреля в чешское местечко Нейерн, чтобы не попасть в плен к Красной Армии, а сдаться нашим союзникам по антигитлеровской коалиции – американцам.

Впрочем, несмотря на заверения, власти США передали предателей советской стороне в августе-сентябре 1945 года. Б.Р. Антилевский, С.Т. Бычков и В.И. Мальцев были казнены в 1946 году по приговору военного трибунала. Разумеется, их лишили всех воинских званий и наград.