13/11/25

Какие главные отличия москвичей от петербуржцев

Вечный спор о различиях между москвичами и петербуржцами давно вышел за рамки бытовых стереотипов и стал предметом серьезных исследований. Социологи, лингвисты и маркетологи пытаются составить научный портрет жителей двух столиц. Что же говорят данные?

Психологические портреты

Исследования, проведенные компанией «КОМКОН-СПб», рисуют во многом контрастные образы.

Москвич предстает как энергичный, динамичный и прагматичный человек, движимый амбициями. Социологи выделяют три ключевых типа: коренной, обладающий глубокой внутренней культурой; «приезжий с детства», формирующий образ активного карьериста; и целеустремленный мигрант, прибывший в столицу за успехом.

Петербуржец в восприятии респондентов — целостный образ интеллигента и традиционалиста. Его характеризуют доброта, отзывчивость, но при этом сдержанность и самодостаточность.

Любопытный парадокс: Москва, притягивающая мигрантов, считается более толерантной, в то время как Петербург, «окно в Европу», может проявлять нетерпимость к чужеродному.

Стиль жизни

Два мегаполиса воспринимаются как антиподы по ритму жизни. Жизнь в Северной столице размеренная, стабильная и спокойная, а в Белокаменной напротив – динамичная, суетливая и даже агрессивная. По отношению к Северной столице респонденты неоднократно упоминали выражение «окно в Европу», комментируя, что для жителей Петербурга свойственна тяга к западноевропейскому укладу жизни с его предсказуемостью и постоянством.

Москву же больше воспринимают как «центр торговли» с тенденцией к новизне и маргинальности. В характеристиках Санкт-Петербурга часто встречалось название «культурная столица», что обосновывается статистикой: петербуржцы чаще москвичей посещают музеи, выставки и концерты.

«Жратва»: что означает это слово на самом деле

Кроме того, жители Петербурга отмечают отсутствие среди населения своего города «перманентного состояния веселости», сходясь во мнении, что каждый живет сам по себе. Петербуржцы любят пребывать наедине со своими проблемами и радостями. Данные опросов показывают, что значительная часть жителей Первопрестольной не прочь развлечься в больших, шумных и зачастую малознакомых компаниях, в то время как петербуржцы предпочитают провести свободное время в тесном кругу близких людей.

Лингвистика

Речь москвича более свободна и избирательна. Но, например, филолога Марию Каленчук настораживает то, что в Москве появилось слишком много носителей другой нормы произношения: «Страшно, когда меняется слой населения, который воспринимается как носитель языка». Результат – уже устоявшие искажения, например, при образовании множественного числа: «бухгалтерА», «инженерА», «договорА».

В то же время исследователи отмечают влияние петербургского говора на московский. Это приводит к постепенному уходу смягчающего произношения, к примеру, в таких словах как «яичница» или «скучно», где «ш» заменяется на «ч».
Согласно результатам лингвистических исследований, 92% опрошенных москвичей при произношении слова «шинель» не заменили «е» на традиционное для Москвы «э». А слово «дождь» 86% опрошенных в Первопрестольной произнесли как «дошть», вместо популярного ранее «дощщь». Респонденты Санкт-Петербурга произнесли «дошть» в 74% случаев.

Однако, в отличие от петербуржцев, практически все опрошенные москвичи в слове «конечно» произносят «ш». Пока еще устойчивым, преимущественно у возрастных жителей столицы, остается «аканье». Несхожесть в разговорной речи между жителями двух столиц заметна при употреблении слов, обозначающих один и тот же предмет. Вот некоторые из лексических различий: подъезд/парадная, шаурма/шаверма, бордюр/поребрик, проездной/карточка, батон/булка, палатка/ларёк, курица/кура.

Креативность

«Наши рекламисты ощущают свою принадлежность к Питеру как некую особенность», – считает гендиректор «IQ Marketing-Санкт-Петербург» Александра Товстик. А PR&Promo-специалист агентства Global Point Яна Зяблина отмечает, что «в работе питерских рекламистов больше творчества, чем коммерции». Исследуя рекламный бизнес Москвы, специалисты отметили некоторую его односторонность и шаблонность, в отличие от петербуржского. Наталья Степанюк, гендиректор IQ Marketing обращает внимание на то, что москвичи стали заметно чаще «черпать вдохновение и идеи из культурной столицы».

«Когда речь идет о новых разработках в области товаров и услуг для молодежной аудитории, то очень важно «поймать из воздуха» тренды. Так случилось, что воздух Северной столицы ими больше насыщен», – заключат специалист. Сами петербуржцы отмечают свою изобретательность и нестандартный подход к решению жизненных проблем. Это им помогает придумывать и воплощать самые неожиданные идеи. Можно утверждать: то, что сейчас в тренде в городе на Неве, скоро будет и в Москве.

Культура потребления

Марина Скульская, арт-директор торгового дома «Балтийский» скромные потребительские запросы петербуржцев видит не в желании сэкономить, а в том чтобы «поторговаться» и добиться для себя дополнительных знаков внимания, выражающихся в скидках или в карте постоянного покупателя. Различные исследовательские группы отмечают, что еще совсем недавно характеристики потребительского поведения в Москве и Санкт-Петербурге практически совпадали, но с 2004 года стали расходиться. К примеру, торговый формат «дискаунтер» в Северной столице пользуется большей популярностью чем в Москве – 26% против 17%.

Маркетологи считают, что корни особенностей местного потребления нужно искать в извечной оппозиции Петербурга к Москве. Столица по-прежнему остается городом больших возможностей и перспектив. Именно сюда едут за легкими деньгами. А в Петербурге «транжирство» не в чести.