26/03/24

Какие грандиозные проекты Сталина были ликвидированы после его смерти

Сталин был одним из самых влиятельных и великих лидеров Советского Союза, при котором страна совершила огромный рывок вперед — «от сохи к ядерной бомбе». Однако, далеко не все задуманное он сумел довести до конца. Многие проекты, что были свернуты вскоре после смерти вождя, являли собой потенциальные научные прорывы и помогли бы Советскому Союзу оставить позади многих «политических конкурентов».

Транспортные проекты

Одним из таких проектов была строительство железнодорожной магистрали от Оби до Енисея, которая впоследствии должна была выйти к Берингову проливу. Этот проект был начат в 1947 году и уже через несколько лет был построен участок от Москвы до Лабытнанги. Однако, вскоре после смерти Сталина проект был закрыт и о перспективах магистрали забыли.

Это решение было непонятным и неразумным, учитывая огромные ресурсы, уже вложенные в строительство. Более 4 миллиардов государственных рублей было потрачено на этот проект, а работники получали двойной оклад и другие льготы. Эта магистраль могла стать важным транспортным путем для развития русского Севера и использования его природных ресурсов.

Научный прорыв

На последнем при жизни Сталина съезде партии в конце 1952 года перед страной были поставлены новые задачи. Был утвержден план ближайшей пятилетки, в котором предусматривалось повышение уровня промышленного производства на 70% и двукратный рост производства металлопроката, машин, станков и иного оборудования.

Кроме того, Сталин хотел провести реформы в сельском хозяйстве, чтобы увеличить урожайность и поголовье скота. Все изменения планировалось осуществлять на научной основе — начиная с подготовки кадров. Но после смерти генсека руководители данных направлений были переведены на другие — менее важные — должности, а сами работы по направлениям — свернуты.

Тоннель на Сахалин

Уже с конца XIX века велись дискуссии о необходимости соединения острова с материком. В 1950 году Сталин высказался о необходимости строительства тоннеля через Татарский пролив. Рассматривались и другие варианты, включая паромную переправу и строительство моста, но наиболее целесообразным выглядел именно тоннель.

Он должен был иметь протяженность более десяти километров, и его строительством занимались заключенные из системы ГУЛАГа. Тысячи человек были выделены для этой работы. Однако, несмотря на все усилия, проект так и не был завершен, и миллионы государственных денег были потрачены впустую. После смерти Сталина и массовой амнистии заключенных работы по проекту были свернуты.

В марте 1953 года было остановлено множество грандиозных проектов. Так что историкам остается только предполагать, какую мощь приобрело бы советское государство, если бы эти идеи Сталина были реализованы.