О том, что иностранные летчики воевали на стороне Красной Армии в Великой Отечественной войне, известно многим. Но мало кто сходу сможет назвать какие-то иностранные части, кроме полка «Нормандия-Неман».
А ведь в советском небе сражались и пилоты других стран. Причем во всех случаях их статус и история появления в СССР различались.
«Нормандия-Неман»
Про эскадрилью, а затем и полк «Нормандия» написано много. И фильмы есть, и книги, поэтому его история хорошо известна.
Стоит лишь добавить, что полк этот на самом деле назывался Groupe de chasse no 3 «Normandie» (GC 3) и являлся подразделением войск сражающейся Франции. А находился в Советском Союзе и воевал в Красной Армии по межправительственному соглашению. За время войны в полку служили 96 французских летчиков (наземный персонал был советский), из которых 42 погибли.
Менее известно, что этот французский полк существует и поныне. А до 2009 года в советских и российских ВВС был 18-й гвардейский Витебский дважды Краснознамённый ордена Суворова второй степени и Почётного легиона штурмовой авиационный полк «Нормандия-Неман». Этот полк во время Великой Отечественной воевал вместе с «Нормандией» в составе 303-й истребительной авиадивизии и стал своеобразным наследником французской части.
Британцы в небе Мурманска
Первыми иностранными летчиками на советско-германском фронте (с нашей стороны) стали английские пилоты 151-го авиационного крыла британских ВВС. Как рассказывает Михаил Быков в статье «Харрикейны» в Арктике», в конце августа 1941 года с первым конвоем две английских эскадрильи на истребителях «Харрикейн» прибыли в Архангельск. Оттуда уже своим ходом перелетели в Мурманск. Задачей английских летчиков было прикрыть арктические конвои. Во второй половине октября английские летчики убыли обратно, а свои самолеты оставили пилотам авиации Северного флота.
Польские авиационные части в СССР
Польские авиационные части в Советском Союзе начали создавать ещё в 1940 году из числа польских военнопленных.
После нападения Германии на СССР формирование всех воинских частей из пленных поляков шло во взаимодействии с польским правительством в изгнании. Однако в 1942 году отношения с польским правительством в Лондоне были разорваны, а все польские формирования были отправлены через Иран в Европу.
С 1943 года в СССР стали формировать собственную польскую армию, в том числе авиационные части. Сначала появилась истребительная эскадрилья, потом истребительный и ночной бомбардировочный полки, в октябре 1944 года уже было три авиадивизии: бомбардировочная, штурмовая и истребительная.
На территории СССР собственно польских летчиков осталось немного, большинство убыло на Запад. Поэтому польские полки в основном комплектовались советскими летчиками, но поляками по национальности. В большой стране можно было найти представителей любых народов.
Чехи и словаки
О том, что чешский пехотный батальон был первой из иностранных частей, вступившей в бой (в январе 1942 года) в составе Красной Армии, писали не раз. А вот откуда взялись чехи в СССР в таком количестве, найти информацию удается не сразу.
Подобно полякам, чехи так же были из числа военнопленных. С Чехословакией Советский Союз, как известно, не воевал, но в составе польской армии в 1939 году был чешский легион, который сдался Красной Армии. Большая часть легионеров перебралась на Запад. Там они сражались в составе английской армии. Оставшиеся в СССР послужили ядром для формирования чешских частей в РККА.
В 1943 году в составе чешских сил было предложено сформировать авиационную эскадрилью. Но чешское руководство не согласилось на то, что эскадрилья будет укомплектована советскими пилотами чешской национальности. Вместо этого в начале 1944 года из Великобритании прибыло 20 пилотов-чехов, уже воевавших в составе английских ВВС. Кроме них ещё 20 чешских военнослужащих были отправлены в летную школу Красной Армии.
Неожиданное пополнение эскадрилья получила 9-го мая, когда в её состав вошли два словацких летчика, дезертировавших из вермахта. Причём один из них до этого сбил 12 советских самолетов.
Позже эскадрилья была развернута в полк, а затем и в дивизию. Чешские летчики участвовали в Словацком национальном восстании, но после его поражения вернулись в состав Красной Армии.
Югославские партизаны
Партизанская армия Тито в Югославии отнюдь не являлась толпой штатских людей, кое-как вооруженных (именно так привыкли воспринимать партизан по фильмам о войне). Это была настоящая армия со своей артиллерией и даже танками. А создание югославской авиации началось в 1944 году. Тогда, по соглашению между правительствами двух стран, к партизанам перелетели две советские авиадивизии: истребительная и штурмовая. Они должны были оказывать авиационную поддержку и подготовить две «параллельные» дивизии из югославских пилотов, которым потом следовало передать свои самолёты.
Югославская дивизия была готова в январе 1944 года и начала боевые вылеты совместно с советской авиацией. Однако, ни одной воздушной победы югославские истребители не одержали, поскольку к тому времени им воевать уже было не с кем.
Испанцы в небе СССР
Как таковых испанских авиационных (и не только авиационных) частей на советско-германском фронте с нашей стороны не было. Единственная попытка была предпринята летом 1941 года. Как пишет в своей работе «Цвета военного неба: коммунистический интернационал советско-германского фронта» Михаил Быков, группа испанских летчиков проходила обучение полетам на немецких самолетах. Задачей группы была разведывательная и диверсионная деятельность. Но всё это было покрыто завесой секретности, известно лишь, что группу не сформировали.
Испанских летчиков в частях Красной Армии было немало. Большое количество испанцев бежало в СССР после гражданской войны и осело в Советском Союзе. Те, кого вывезли подростками, к началу войны успели закончить советские школы и служили в Красной Армии. Кто-то стал лётчиком и даже достиг успехов.
Самым результативным из испанских пилотов стал Хозе Санта-Мария Паскуаль. Как рассказывает историк авиации Михаил Быков в статье «Испанская грусть», в ходе Сталинградской битвы Паскуаль сбил лично 3 немецких самолета и ещё 5 им было сбито в группе. Над Сталинградом испанец и погиб. Остальные испанцы сбили максимум по 2-3 самолета. Так получилось, что почти все лётчики-испанцы, на счету которых были победы в воздушных боях, не вернулись из полета. Они отдали жизнь за свою новую Родину, вместе с польскими, чешскими и французскими пилотами.