Люди с древних пор мечтали о полетах, стремясь взмыть в небо, словно птицы. Многие племена считали пернатых своими предками. И сегодня некоторые исследователи сомневаются в устоявшейся догме, что мы произошли от древних приматов. Как ни странно, в теле человека есть мышцы, которые словно предназначены для полета.
Мифы и предания
Гордые орлы, прекрасные лебеди, мудрые совы – люди поклонялись им неспроста. В образах пернатых язычники видели души покойных родственников. Об этом доцент Тюменского нефтегазового университета Юрий Бычков написал в статье «Птица как символ религиозно-мифологической системы в традиционной культуре этносов Сибири», которая вышла в «Вестнике Нижневартовского госуниверситета» (No 3 за 2012 г.).
Исследователь отметил, что жители всех континентов Земли верили: после смерти души людей обращаются в птиц и улетают на небо. Культ пернатого предка встречался и в Азии, и в Африке, и в Америке, и в Европе. Например, у обских угров существовали группы, которые вели свой род от глухаря, журавля, лебедя, кедровки и других птиц.
«У алтайцев души представлялись в виде петухов, у якутов – жаворонков. Северные индейцы гуроны представляли душу в виде голубя. Образ души-птицы был знаком египтянам, вавилонянам, грекам», – написал Ю. А. Бычков.
Примечательно, что великий античный философ Платон назвал человека «двуногим животным без перьев». А когда его коллега Диоген шутливо представил ощипанную курицу как человека, указав на ошибочность такого утверждения, Платон лишь добавил к своему определению «и с плоскими ногтями». На это уже никто ничего возразить не смог.
Данный курьез лишь подтверждает, как много общего философы древности видели в поведении птиц и людей.
Совсем не обезьяны
Несмотря на множество сходных черт, люди заметно отличаются от человекообразных обезьян. Речь идет не только о таких явных внешних особенностях как наличие густой шерсти по всему телу, сравнительно небольшой объем черепной коробки, выпирающие вперед зубы и т.п., но и о строении некоторых внутренних органов, скелета и мышц. Так, позвоночник человека имеет S-образную форму с отчетливыми изгибами в области шеи и поясницы.
Вообще, своей мускулатурой человек заметно отличается от горилл, шимпанзе и орангутангов. Большинство ученых объясняет эти различия переходом к прямохождению. Действительно, даже далекий от биологии наблюдатель обратит внимание, что грудная клетка человекообразной обезьяны имеет форму воронки: узкая сверху и расширяющаяся книзу. Тогда как мы с вами являемся обладателями грудной клетки бочкообразной формы. Поэтому наши плечи не похожи на обезьяньи, а лопатки расположены ниже и на большем расстоянии друг от друга.
Мышцы для полета
Широкий верхний отдел грудной клетки позволяет человеку свободно размахивать руками в разные стороны, что само по себе уже наводит на мысли о полетах. Обезьяны же, в силу своей анатомии, при ходьбе используют верхние конечности как опору. И они лишены возможности размахивать ими подобно птицам или людям. А все потому, что большая грудная мышца горилл, шимпанзе и орангутангов не распространяется на ребра.
В учебном пособии М. В. Яковлева «Нормальная анатомия человека: конспект лекций» (М, 2007 г.) говорится, что большая грудная мышца Homo sapiens состоит из трех частей: брюшной, ключичной и грудино-реберной.
То есть мускулатура верхней части туловища человека заметно отличается от свойственной приматам мышечной системы, при этом удивительным образом совпадая по своему строению с анатомией птиц. Ведь мощная грудная мышца у пернатого так же как и у человека распространяется на ребра.
При этом подключичная мышца человека, которая связывает первое ребро с лопаточной костью, позволяет оттягивать ключицу вперед и вниз, что также дает нам возможность размахивать верхними конечностями, совсем по-птичьи.
Как страусы и пингвины
Правда, летать человек не сможет, даже если каким-то образом приделать ему крылья. Дело в том, что грудные мышцы у нас с вами составляют лишь около 1% общей массы тела, тогда как у большинства птиц они занимают 20-30% веса. Например, автор книги «Все о голубях» (М, 2002 г.) Светлана Бондаренко отметила, что у этого вида летающих птиц имеется «крупная грудина, создающая опору при полете для внутренних органов». А крепящиеся к килю мощные грудные мышцы достигают 25% массы тела.
Так что, если наши предки когда-то и поднимались в воздух, то они утратили эту способность за долгие тысячелетия приземленной жизни, совсем как страусы или пингвины. Насколько изменились пернатые, отказавшись от полетов, кандидат биологических наук Игорь Акимушкин рассказал в своем фундаментальном труде «Мир животных».
Его третий том «Птицы» (М, 1973 г.) содержит такое описание: «У страусов грудная кость плоская, без киля. У летающих птиц к нему крепятся мышцы, которые приводят в движение машущие крылья. У страусов эти мышцы недоразвиты... Воздушных полостей в костях, кроме бедренных, аптерий, копчиковой железы нет».
То есть, переход к наземному образу жизни действительно способен значительно изменить анатомию живого существа. Стоит ли удивляться, что и у современных людей грудные мышцы развиты совсем не так, как у летающих птиц.
Общие гены
Еще одна общая черта, которая роднит людей с птицами – способность петь и издавать различные звуки, помогающие в коммуникации. Достаточно вспомнить попугаев, умело подражающих человеческой речи. Кстати, четко произносить отдельные слова могут многие виды пернатых, чего нельзя сказать о человекообразных обезьянах, считающихся нашими дальними родственниками.
Люди долгое время и не подозревали, как много у них общего с птицами. Пока 11 декабря 2014 г. все мировые информационные агентства не обнародовали сенсационную новость. Например, статья ТАСС, посвященная этой теме, называлась «Речь человека и пение птиц обуславливают одни и те же гены, выяснили ученые».
Группа исследователей из разных стран пришла к выводу, что наша с вами осмысленная речь и птичье щебетание – результат работы одних и тех же биологических механизмов. Американский ученый Эрих Джарвис из университета Дьюка рассказал общественности, что у певчих птиц и человека обнаружились общие гены.
Предок-птеродактиль
Многие специалисты отмечают, что между птицами и людьми существует не только анатомическое сходство. Помимо общей любви к полетам мы мало отличаемся от пернатых своим поведением. Весной многие холостые мужчины буквально поют серенады возлюбленным и создают семейные пары, часто тоже на всю жизнь. Потом мы старательно тащим все полезное в свои гнезда, целыми днями трудимся, чтобы выкормить птенцов. Объединившись в стаи, прогоняем врагов. Разве у нас мало общего?
Явное сходство людей и птиц может объясняться тем, что у нас с ними был общий предок. Например, педагог и естествоиспытатель Ольга Маковецкая полагает, что люди произошли от птеродактилей. Об этом исследовательница написала в статье «Новый взгляд на происхождение человека», которая вышла в журнале «Проблемы науки» (No 5 за 2019 г.).
«Всем особям человеческого вида принадлежат скелеты, в которых верхний плечевой пояс схож с подобным у птиц, и очень похож на плечевой пояс птеродактиля. То есть плечевой пояс человека – как у всех летающих животных», – отметила О. А. Маковецкая.
Она считает, что в юрский период не было животного умнее, чем наш предполагаемый предок, ведь он не только прекрасно летал, но и прицельно нырял в воду за добычей. А чтобы совершать эти сложные действия, животному необходим развитый мозжечок. И современные люди, так же как и птеродактили, неслучайно любят не только летать, но и плавать, а особенно – прыгать в воду. Страсть же к рыбалке и блюдам из рыбы говорит сама за себя.
О. А. Маковецкая предполагает, что наши далекие предки могли навсегда утратить способность летать около 65 млн лет назад – в результате ускорения вращения Земли, которое привело к возрастанию силы тяжести.
Птичьи рудименты
Специалисты насчитали в теле современного человека порядка 90 различных рудиментов, оставшихся нам в наследство от далеких предков. Они практически не играют никакой роли в жизни людей, просто указывая на ход эволюции.
Так, копчик – это обычно три-пять сросшихся позвонков, которые свидетельствуют, что у наших далеких предков имелись хвосты. Не исключено, что они были покрыты не шерстью, как, например, у макак и других приматов, а перьями или их древним подобием – кожистыми наростами.
А другой рудимент – ушные мышцы дают некоторым людям возможность немного шевелить органами слуха. Многие птицы постоянно так делают, чтобы вовремя заметить приближение хищника или другую опасность.
Еще один рудимент, роднящий нас с птицами, это «гусиная кожа» или сокращение гладких мышечных волокон кожи, возникающее на морозе или в результате стресса. Несложно заметить, что в сильные холода или при появлении противника многие птицы нахохливаются. А все потому, что невольно сокращаются их гладкие мышечные волокна, отчего перья немного приподнимаются, придавая птицам забавный вид.
В целом, если постараться, можно найти еще немало фактов, косвенно свидетельствующих о родстве людей с птицами.