31/03/25
Переход евреев через Красное море/И. К. Айвазовский. 1891

Какие народы считают, что у них существует «миссия»

Многие народы уверены, что их предназначение на земле – некая исключительная миссия. Кто-то считает себя богоизбранным, кто-то – распространителем «благ цивилизации» или защитником угнетённых этносов, а кто-то пытается вернуть себе величие предков. При этом у некоторых народов мысли о «миссии» возводятся в статус чуть ли не национальной идеи. Давайте разберёмся, насколько это обоснованно.

Русские

В XV веке Москва разошлась с Константинополем в вопросах Флорентийской унии – попытке Ватикана объединить обе конфессии под своим началом. В 1453 году Константинополь, бывший центром православного мира, пал под натиском османов. Важную духовную роль, которую прежде играл для всех православных этот город, должен был взять на себя кто-то другой. Тогда-то и появилась мысль о возможной преемственности между Константинополем и Москвой.

Идея получила продолжение в 1492 году. Тогда митрополит Зосима в предисловии к «Изложению Пасхалии» недвусмысленно высказывался о том, что Иван III является новым Константином, а Москва новым Константинополем.

Позже оформилась концепция «Третьего Рима». Её сторонники верят в миссию России как народа-богоносца – якобы только русские достойны нести христианскую веру в её самом верном проявлении, то есть православии.

Армяне

Богоизбранными себя считают армяне. Аргументируют они это тем, что именно на территории Армении повторно зародилась жизнь после Великого потопа. Кроме того, Армения была одной из первых стран, принявших христианство.

Евреи

Согласно тринадцатой главе Торы, евреям для достижения мира и покоя на всей планете необходимо выполнить некую миссию: «Если вы будете слушаться голоса Моего и соблюдать Мой завет, то будете Моим самым дорогим уделом из всех народов, ибо Моя вся земля; а вы будете у Меня царством священников и народом святым» (Шмот 19:3—6).
В противном же случае люди начнут отрицать Бога и восстанут против него. Человечество ждут серьёзные испытания, только пройдя через которые оно сможет получить искупление.

Поляки

Концепция польского мессианства гласит – польская шляхта ведёт своё происхождение не от славян, а от сарматов. Данная версия позволяла польским аристократам считать себя наследниками родоначальников рыцарства. Речь Посполитая же должна была стать «оплотом христианства, убежищем свободы и житницей Европы».

Позже концепция развилась до того, что поляки начали считать себя уникальным народом, обладающим выдающимися способностями. Соответственно, именно они ответственны за развитие и просвещение всех остальных «отсталых» наций мира.

В начале прошлого столетия распространение получила «ягеллонская идея» (от имени польской королевской династии Ягеллонов). Её последователи видели в Польше империю, которая могла бы противостоять России. Существовали также идеи объединить под эгидой польского федерального государства Литву, Белоруссию и Украину – всё для борьбы со «вселенским злом», то есть русскими.

Англичане

В конце XIX века Великобритания начала превращаться из колониальной державы в «нацию лавочников». Тогда-то и была создана концепция об имперской миссии британцев. Её идея заключалась в том, что настоящим призванием англичан является распространение достижений западной цивилизации по всему миру и «опекунство» над менее развитыми странами.

Один из имперских идеологов – лорд Розбери – открыто заявлял, что Великобритания является «величайшим светским агентством по распространению добра, которое когда-либо видел мир».

Американцы

Внешнеполитический мессианизм США можно считать уникальным. Он базируется на неоспоримой истине, согласно которой Америка несёт миру свободу, прогресс и демократию.

В начале XX века даже появился специальный термин, характеризующий данное поведение – «американская исключительность». Он означает, что Соединённые Штаты занимают особое место среди других народов с точки зрения своего национального духа, политических и религиозных институтов.