24/06/19

Какие ордена Великой Отечественной ценились фронтовиками меньше всего

Сами ветераны Второй мировой войны говорили, что никакого пиетета по отношению к боевым наградам солдаты не испытывали. Зато процесс награждения часто вызывал недоумение — нередко красноармейцы не понимали, за что именно тот или иной из них получил медаль или орден.

В 2007 году в майском номере «Новой газеты» был опубликован материал о наградах Великой Отечественной войны, где упоминалось и о «рейтинге» боевых медалей и орденов. Журналист издания Александр Меленберг побеседовал с двумя ветеранами: известным советским кинодраматургом Евгением Аграновичем и жителем Химок Валерьяном Деконнором. Оба рассказали, что на войне солдаты к наградам относились равнодушно.

Агранович привел пример, контрастировавший с порядком выдачи боевых наград, принятым во время Великой Отечественной, — в окопах пожилые солдаты, воевавшие еще в Первую мировую, говорили, что Георгиевские кресты тогда выдавали товарищам сами бойцы — начальство только утверждало награждения, справедливо полагая, что сослуживцам лучше знать, как проявил себя в бою тот или иной воин. Агранович вспоминал, что о существовании орденов Суворова и Кутузова красноармейцы вообще не знали, ими награждали только начальство.

Будучи военным корреспондентом, Агранович получил орден Отечественной войны степени. Как сам признавался, за оперативное и правдивое освещение хода боев дивизии. Где вручали орден Красной Звезды и «За боевые заслуги», ветеран помнил. А вот за что — нет.

Валерьян Деконнор тоже не смог вспомнить, за что награжден «Красной Звездой», хотя подробно рассказал о причинах получения ордена «Отечественной войны» и медали «За боевые заслуги». Деконнор говорил, что солдаты иной раз и не понимали, за что их награждают.

О процессе нивелирования ценности боевых наград писал доцент факультета мировой политики МГУ, член-корреспондент Академии военных наук, Анатолий Цыганок. По его мнению, данная девальвация проходила в три этапа: в 1944 году, во второй раз, спустя 3 года, и в 1985 году.

В 1944 году, согласно Указу Президиума Верховного Совета СССР, сразу две «солдатские» награды — медаль «За боевые заслуги» и орден «Красной Звезды» могли быть вручены за выслугу лет (за 10 и 15 лет воинской службы). Безусловно, этой чести могли удостоиться только офицеры. «Выслуженными» также стали орден «Красного Знамени» и «Орден Ленина». Но ими на войне рядовых красноармейцев награждали нечасто — «Орден Ленина» шел «в придачу» к «Золотой Звезде».

Второй этап девальвации боевых наград был связан с инициативой ряда Героев Советского Союза и полных кавалеров «Ордена Славы», обратившихся в Верховный Совет СССР с предложением отменить наградные выплаты в связи с тяжелым положением в послевоенном народном хозяйстве страны. Для ветеранов войны, особенно инвалидов, эти деньги были существенным подспорьем. Известна история, когда трижды Герой Советского Союза, летчик Александр Покрышкин, (один из инициаторов наградной «реформы») приехал на встречу с новосибирскими избирателями, и его в этом городе ветераны войны забросали тухлыми яйцами и назвали нецензурными словами. Цыганок вспоминал, что в 1960-е они со сверстниками играли боевыми наградами, поскольку те никакой ценности не имели даже для их обладателей.

Третий случай снижения престижа боевой награды Анатолий Цыганок называет самым позорным. Он касался весьма чтимого красноармейцами ордена Отечественной войны. Статут этой награды был очень высоким — для того, чтобы ее заслужить, требовалось совершить свыше 30 личных боевых подвигов (для I cтепени) и более 20 отважных поступков — для получения ордена II степени. Первостепенная «Отечественная война» изготавливалась из золота, орден второй степени был серебряным.

Еще один орден Отечественной войны создали к 40-летию Победы в 1985 году, и им в СССР наградили свыше 7 млн человек. Юбилейный орден получили все оставшиеся в живых участники Великой Отечественной (фронтовики называли его «значком»), в том числе и находившиеся в тылу.

Появление этой награды вызвало негодование у многих фронтовиков. Случалось, они срывали «значки» с пиджаков «тыловых» ветеранов, выдававших себя за участников сражений в Великой Отечественной войне.