Как известно, после капитуляции гитлеровской Германии в советских Вооруженных Силах началась демобилизация. Однако советские солдаты возвращались домой не с пустыми руками. Победители получили дополнительные пайки и подарки.
Демобилизация после войны
Демобилизация военнослужащих, принимавших участие в Великой Отечественной войне, началась 23 июня 1945 года. По крайней мере, как указано в сборнике приказов Народного Комиссариата Обороны СССР «Великая Отечественная» (1997 год), именно в этот день председатель Президиума Верховного Совета СССР Михаил Иванович Калинин подписал «Закон о демобилизации старших возрастов личного состава действующей армии». Демобилизация тринадцати старших возрастов, то есть демобилизация первой очереди, если верить Владимиру Лобову, Ричарду Португальскому и Валентину Рунову, авторам издания «Военная элита России», завершилась лишь к началу 1948 года.
И дело было не только в том, что военнослужащие еще были необходимы для выполнения различных задач. Даже в упомянутом законе было сказано о том, что демобилизацию планировалось завершить во второй половине 1945 года. Просто за пределами Советского Союза оказалось слишком много солдат и офицеров, которых следовало доставить к местам прежнего проживания. А, если верить «Сборнику документов и материалов по истории СССР» (1966 год), затраты по перевозке уволенных из Вооруженных Сил взяло на себя государство. Мало того, "дембеля" обеспечивались полным комплектом обмундирования и обуви, а также бесплатным питанием на всем пути следования.
Продукты и деньги
При таких затратах Сталин позаботился и о подарках победителям. Как утверждает Сергей Кудряшов, автор издания «Война, 1941-1945» (том 2), Постановлением Государственного Комитета Обороны было приказано независимо от питания в пути следования «выдать бесплатно, в качестве подарка, увольняемым по демобилизации из действующей армии, единовременно: а) рядовому и сержантскому составу, сверх отпускаемого сухого пайка, по 10 кг муки, по 2 кг сахару и по 2 банки мясных консервов, б) офицерам – продуктовую посылку (сахар, конфеты, колбаса, сыр, кондитерские изделия, чай и др.) весом 20 кг каждому».
Кроме этого, военнослужащим была предоставлена возможность самим приобрести подарки для себя и своих близких. Денежные средства на эти цели также были выделены государством. Как указано в «Сборнике указов, постановлений, решений, распоряжений и приказов военного времени» (1946 год), демобилизованным выдали единовременное вознаграждение за каждый год службы в период Великой Отечественной войны. Рядовым был выплачен годовой оклад за каждый год службы, рядовые специальных частей и сержантский состав получили по полугодовому окладу за каждый год службы, представители офицерского состава — двухмесячный оклад за 1 год службы, трехмесячный – за 2 года, четырехмесячный — за 3 года, пятимесячный — за 4 года.
Трофейные покупки и подарки
Игорь Чуднов в своем труде «Денежная реформа 1947 года в контексте советской денежно-кредитной политики 1930-1950-х годов» упоминает о том, что за наличные было разрешено продавать трофейное имущество. Согласно «Постановлению Военного Совета Группы Советских Оккупационных Войск в Германии об обеспечении увольняемых по демобилизации красноармейцев и сержантов обмундированием, подарками и о продаже за плату предметов из трофейного имущества» от 2 июля 1945 года, в одни руки разрешено было отпускать по 3 метра хлопчатобумажной ткани, а также по 3 метра шерстяной, суконной или шелковой материи (то есть всего по 6 метров) и по одному предмету мужской, женской или детской верхней одежды.
Кроме этого, каждому демобилизованному, «хорошо исполнявшему службу» (цитата из приведенного выше Постановления), полагались в качестве подарков предметы бытового пользования, тоже из числа трофейного имущества. В основном это были велосипеды, радиоприемники, фотоаппараты, швейные машинки и различные музыкальные инструменты. Именно поэтому для этих целей интенданту Группы Советских Оккупационных Войск предписывалось запастись не менее чем 30 тыс. радиоприемников, 12 тыс. фотоаппаратов, 10 тыс. велосипедов, 2 тыс. швейных машинок. К слову, для продажи тканей интендант обязан был выделить 675 тыс. метров хлопчатобумажной материи и столько же шерстяной, суконной и шелковой.