Некоторыми решениями Нюрнбергского суда советская сторона оказалась недовольна. Москву не устроила мягкость и снисходительное отношение, которое судьи проявили к «матëрым преступникам». Также недоумение русских вызвало оправдание гитлеровского правительства и германского военного командования.
Ялмар Шахт
Гитлеровский министр экономики и главный финансист Третьего Рейха Ялмар Шахт на благо нацистов трудился с 1930 года. Сначала он содействовал возвышению Гитлера, а потом собирал с предпринимателей деньги для его партии. Находясь на посту руководителя Рейхсбанка Шахт обеспечил Германии «экономическую базу» для будущей войны. Кроме того, финансист принимал активное участие в преследовании евреев и разграблении захваченных стран.
В 1943 году нацистский чиновник понял, что режиму рано или поздно придёт конец, а поэтому оперативно наладил связь с оппозиционными кругами. При этом он, правда, не сделал ничего для свержения фашистов.
В результате в отношении Шахта вынесли оправдательный приговор.
Франц фон Папен
Удалось уйти от наказания и бывшему вице-канцлеру и немецкому послу в Турции Францу фон Папену. Послужной список этого приспешника фюрера поражает. Сначала он способствовал захвату власти Гитлером, позже аншлюсу Австрии. Своего «шефа» он не оставил даже тогда, когда стало понятно – победить в войне немцам уже не получится.
СССР возмутило то, что фон Папен не только не получил по заслугам. Ему дали «вторую возможность». После Нюрнбергского процесса он отправился в «европейское турне» с антикоммунистическими лекциями.
Ганс Фриче
Он был одним из ведущих сотрудников рейхсминистра пропаганды Йозефа Геббельса. Правда, в ходе судебного процесса Фриче оказался чуть ли не жертвой нацистского режима. Судьи пришли к выводу, что он в силу служебного положения не мог отвечать за преступления Гитлера.
Советская сторона пыталась доказать обратное, обращая внимание на то, что до 1942 года Фриче руководил всей немецкой прессой (около 2300 газет), а после стал «главнокомандующим германским радио». Как известно, именно с помощью пропаганды фашисты смогли «подготовить и осуществить массовые военные преступления», а поэтому считать Фриче пешкой в гитлеровской игре неверно.
Рудольф Гесс
Этого помощника Гитлера приговорили к пожизненному заключению, а не казнили вместе с другими соратниками по партии, хотя его обвиняли во многих серьёзных преступлениях. Например, под его чутким руководством были разработаны и введены особые уголовные законы для поляков и евреев, фактически отменившие судопроизводство в захваченных районах. При желании это можно было бы интерпретировать как соучастие в преступлениях «против человечности».
Не исключено, что на решение судей повлияло состояние подсудимого. В ходе процесса он бредил, жаловался на потерю памяти, галлюцинации, видения и регулярно высказывал мистические идеи.
Правительственный кабинет
Правительственный кабинет фюрера был также оправдан. В Москве сочли данное решение неправильным, так как подконтрольное Гитлеру правительство и являлось «руководящим штабом», разрабатывающим преступные планы Третьего Рейха.
Судьи же аргументировали своё решение просто – гитлеровское правительство не являлось постоянно действующим органом власти, а, следовательно, на многое просто не могло влиять. Реальная власть же была сконцентрирована в руках Гитлера.
Генштаб и высшее командование Вермахта
В «Особом мнении члена Международного Военного Трибунала от СССР товарища Никитченко по поводу Решения Трибунала», которое публиковала 5 и 6 октября 1946 года советская газета «Известия», отмечается ещё один вопиющий случай гуманности нюрнбергских судей. Так, бывший секретарь советской делегации на процессе Аркадий Полторак подчёркивал – каждого из 107 оставшихся в живых немецких фельдмаршалов и генералов можно было смело наказать «по полной программе» только за принадлежность к Генштабу.
Высшее командование Вермахта оказалось причастно к принятию и исполнению директив об уничтожении мирных жителей и военнопленных, командиры оправдывали «жестокое и справедливое мщение» в отношении евреев со стороны своих подчинённых, допускали ведение войны с нарушением международных правил.
Стоит отметить, что позицию СССР разделили во многих странах мира. В самой Германии новости о том, что Папена, Шахта и Фриче оправдали, спровоцировали протестные акции.