25/10/19

Какие самолеты люфтваффе были самыми уязвимыми

Специальных исследований о том, какие самолеты люфтваффе советским летчикам сбивать было легче, никто не проводил. Однако общие выводы сделать не так трудно, изучая труды современных историков авиации, таких как Михаил Зефиров или Майкл Хольм, мемуары летчиков Второй мировой войны и данные по использованию конкретных типов немецких самолетов.

«Костыли» и «Рамы»

В числе первых самолетов, сбитых советскими истребителями 22 июня 1941 года, был немецкий разведчик Hs.126. Основной ближний разведчик люфтваффе, получивший в Красной Армии прозвище «костыль», который успешно действовал в начале Второй мировой войны, на Восточном фронте нес большие потери.

Поскольку разведчики в начале войны действовали в одиночку, без истребительного прикрытия, то пилотам «костылей» приходилось рассчитывать лишь на собственный пулемет и маневренные качества своего самолета. Надо сказать, что советские пилоты отмечали высокую живучесть Hs.126. Самолет был очень «вёрткий», попасть в него было сложно, а чтобы сбить, надо было практически изрешетить всего. Но расправиться с одиночным разведчиком паре советских истребителей, даже самых старых конструкций, обычно удавалось. Немцам приходилось прикрывать разведчики истребителями, что существенно распыляло их силы.

Сменивший разведчик «Хеншеля» двухмоторный FW.189 оказался более живуч. В Красной Армии самолет получил прозвище «Рама» за характерную внешность, и в первые месяцы своего появления на фронте потерь вообще не имел. Во многом это достигалось благодаря постам наземной разведки, которые заранее сообщали о появлении советских истребителей. Маневренность «Рамы» была лучше, чем у Hs.126, да и двухмоторный самолет сбить труднее. Бывали случаи, когда FW.189 возвращался на аэродром даже после тарана. В любом случае, немцам приходилось и «Рамы» прикрывать своими истребителями, что тоже не спасло их от потерь.

«Символ блицкрига», или «Лаптежник»

В «Повести о настоящем человеке» Бориса Полевого первый бой на протезах Алексей Маресьев ведет с немецкими бомбардировщиками Ju.87. Автор пишет, что эти самолеты уважения у советских летчиков не вызывали и считались легкой добычей, которой «неприлично хвастаться».

И действительно, пикирующий бомбардировщик Ju.87, обычно называемый «Штука» (от немецкого Sturzkampfflugzeug), был грозой лишь для сухопутных войск. Пробивавший дорогу своим войскам, считавшийся «символом блицкрига», самолет был слишком тяжелым и неповоротливым, что делало его легкой добычей истребителей даже самых устаревших конструкций. Вторым прозвищем самолета в Красной Армии было — «Лаптежник» за характерный внешний вид: неубирающиеся шасси, закрытые обтекателями, напоминали лапти.

От больших потерь «Штуки» спасало лишь то, что летали они большими группами и всегда сопровождались истребителями. Еще стоит отметить очень высокую выучку пилотов пикировщиков, что делало их опасным противником. Немало советских истребителей попадало под огонь пулеметов «Лаптежников». Так, в числе побед одного из самых известных немецких асов Ганса-Ульриха Руделя, летавшего на «Штуке», числится семь сбитых советских истребителей, в том числе советский ас Лев Шестаков. Однако, если советским истребителям удавалось прорваться к пикировщикам, то шансов уйти у немецких пилотов было крайне мало.

Его принимали за истребитель

В числе немецких самолетов, которые советским летчикам было относительно легко сбивать, оказывается и такая машина, как FW.190. Об этом пишут и авторы многих мемуаров, и в художественной литературе. В романе Николая Чуковского «Балтийское небо» описывается, как при первой встрече с FW.190 советские летчики легко его сбили и даже удивлялись, почему новый немецкий истребитель оказался таким слабым. Однако слабость «фоккера» (как его прозвали в Красной Армии) базировалась на одном заблуждении. В подавляющем большинстве книг по истории Великой Отечественной войны написано, что истребитель FW.190 создавался для замены «Мессершмитта» Bf.109. Но все дело в том, что ни о какой замене речь и не шла. «Фоккер» разрабатывался как многоцелевой самолет в нескольких вариантах. Так, на Западном фронте люфтваффе использовало модификации истребителей-перехватчиков для борьбы с тяжелыми бомбардировщиками союзников.

На Восточном же фронте самыми массовыми были модификации штурмовика FW.190F и истребитель-бомбардировщика FW.190G. Истребительных модификаций FW.190A было меньше, причем и среди них так же было много штурмовых и бомбардировочных вариантов. На Восточном фронте «фоккеры» на самом деле пришли не на замену «мессеру», а сменили «Штуки». В битве на Курской Дуге, когда «фоккеры» впервые появились массово, приняли участие 204 FW.190, из них 52 входили в состав 1-й штурмовой эскадры.

Согласно данным историка авиации Второй мировой Майкла Хольма и информации из справочника К. Шишкина «Вооруженные силы Германии. 1939—1945 годы», к лету 1944 года люфтваффе располагали 25-ю авиагруппами штурмовиков FW.190F и FW.190G. При этом имелось лишь 12 истребительных групп FW.190A, половина которых действовала на Западном фронте, а на Восточном в них использовались штурмовые варианты FW.190A.

При встрече с советским истребителями «фоккеры», которые несли под фюзеляжем бомбы и ракеты, были слишком тяжелы и неповоротливы, чтобы представлять собой серьезного противника. Стоит обратить внимание, как часто упоминается, что «истребители» FW.190 действовали в сопровождении Bf.109. Обычно одни истребители других не сопровождают, просто в данных случаях речь шла именно про штурмовики.