Среди людей, сделавших успешную карьеру в Красной Армии и ставших маршалами Победы – командующими фронтов в заключительный период Великой Отечественной войны, не все сразу сделали свой выбор в Гражданскую войну. Некоторые пришли в Красную Армию, повоевав какое-то время на другой стороне, у белых.
Крестьянские дети, ставшие военными
У Леонида Александровича Говорова было ещё три младших брата – Николай, Михаил и Владимир. Все стали командирами Красной Армии.
Родители Леонида были вятскими крестьянами. Отец, Александр Григорьевич, оказался трудолюбивым самоучкой, самостоятельно освоил грамоту, выработал красивый почерк и сумел устроиться канцеляристом в Елабуге. За это он получил право бесплатно обучить в местном реальном училище своих детей.
Старший из братьев – Леонид – в 19 лет окончил училище и выдержал вступительный экзамен в Петроградский политехнический институт, на кораблестроительное отделение. Но инженером ему не суждено было стать. Шла Первая мировая война, армия испытывала острую нехватку в технически грамотных офицерах. Леонида Говорова в конце 1916 года мобилизовали на учёбу в Константиновское артиллерийское училище.
Летом 1917 года Говоров был выпущен в армию в звании прапорщика. Его отправили служить в тыловой гарнизон в Томск. К тому времени царя уже свергли, всюду говорили о скором мире, а потом к власти пришли большевики и распустили старую российскую армию. Леонид Говоров весной 1918 года вернулся в родную Елабугу, где к тому времени окончил реальное училище его брат Николай.
Летом 1918 года Прикамье стало ареной боевых действий гражданской войны. В официальной биографии Говорова этот период обойден стороной. Но известно, что восстание против большевиков, ядром которого в августе 1918 года стали рабочие Ижевского и Воткинского оружейных заводов, было здесь всеобщим. Его массово поддержали крестьяне, недовольные большевистской продразвёрсткой и «комитетами бедноты». Есть основания считать, что Леонид и Николай Говоровы оказались в белогвардейской армии «Комитета защиты Учредительного Собрания» добровольно. Об этом же говорилось и в приказе Колчака об их производстве в очередной чин.
Как бы то ни было, два брата Говоровых с сентября 1918 года оказались на фронте, в частях, действующих против большевиков. В ноябре 1918 года восстание было разгромлено, и белые войска, объединённые к тому времени адмиралом Колчаком, отступили к Уралу. Весной 1919 года Говоровы почти дошли до родных мест, но вскоре силы Колчака начали окончательное отступление.
В этот период, 13 июля 1919 года, Леонид и Николай Говоровы были «за храбрость» произведены Колчаком в поручики артиллерии. Но Белая армия в Сибири уже разваливалась. В декабре 1919 года в районе Томска братья Говоровы вместе с группой подчинённых перешли на сторону Красной Армии. Прошлое не ставилось им в упрёк, они воевали в 1920 году против Врангеля. Леонид был дважды ранен и получил орден Красного Знамени.
В 1920-е годы служили в Красной Армии и двое их младших братьев. Михаил воевал с басмачами, в 1932 году неожиданно умер от тифа. Николай демобилизовался по состоянию здоровья. Репрессии не миновали семью. Уже после того, как Леонид Говоров в звании генерал-майора артиллерии возглавил (1941) Артиллерийскую академию РККА имени Дзержинского, был арестован и осуждён на 10 лет лагерей его брат Владимир. Только в 1943 году личное ходатайство Леонида Говорова перед Сталиным принесло свободу Владимиру Говорову. К тому времени Леонид командовал Ленинградским фронтом и был известен всей стране как один из военачальников, прорвавших блокаду Ленинграда.
В 1944 году Говорову было присвоено звание маршала Советского Союза. Победу он встретил, принимая капитуляцию курляндской группировки врага.
Одесский мальчишка, пошедший на фронт «за веру и царя»
Когда началась Первая мировая война, незаконнорожденному Родиону Яковлевичу Малиновскому (фамилия матери) было всего 15 лет. Паренёк пробрался в один из первых эшелонов, отправлявшихся на фронт. В армии быстро разобрались, что к чему, и хотели отправить подростка домой, но он упросил оставить его. Возвращаться ему было, по сути, некуда и не к кому. Так Малиновский стал «сыном полка» – подносчиком боеприпасов.
Уже летом 1915 года он получил свой первый солдатский Георгиевский крест и стал одним из самых юных георгиевских кавалеров за всю историю, а осенью того же года был тяжело ранен. По выздоровлении Малиновского записали в формировавшуюся тогда Первую Особую русскую бригаду для отправки во Францию – для демонстрации солидарности с союзником. Предпочтение оказывалось военнослужащим со знанием языка, а Малиновский был одним из редких рядовых, умевших говорить по-французски: он самостоятельно выучил этот язык в детстве, работая продавцом в лавке.
Итак, Малиновскому не было ещё 17 лет, как он оказался русским солдатом за границей. В одном из первых боевых дел Русской бригады, в весеннем наступлении 1917 года, Малиновский снова был тяжело ранен. Одно время врачи полагали, что он лишится руки. По выздоровлении Малиновской был награждён французским Военным крестом.
Эхо русской революции докатилось до Франции. Солдаты недавно прибывшей Третьей русской бригады начали бунтовать, требуя отправки домой. Французскому командованию удалось натравить одних русских солдат на других и подавить бунт. Малиновский тогда долечивался и не участвовал в этих событиях. Но ему, как и всем солдатам и офицерам особых бригад, пришлось выбирать между продолжением службы и ссылкой в Алжир. Малиновский предпочёл воевать.
Так Родион Яковлевич стал одним из нескольких сот солдат «Русского Легиона Чести», который в составе французской армии победно закончил Первую мировую войну. Малиновский был снова награждён французским и русским крестами. Белогвардейцы рассчитывали заполучить солдат этой прославленной добровольческой части в свои ряды. Так Малиновский летом 1919 года вместе с группой однополчан отправился к Колчаку.
В своей биографии советский маршал неизменно утверждал, что ехал в Россию, чтобы перейти на сторону Красной Армии. Однако вряд ли у него во время пребывания во Франции могли сложиться советские убеждения. Просто к тому моменту, когда он (осень 1919 г.) добрался до Омска, власть Колчака рухнула. Характерно, что красные, захватив Родиона в плен, едва не расстреляли его, найдя у него георгиевские и французские кресты.
Как бы то ни было, жизнь Малиновского с той поры была неразрывно связана с Красной Армией. В Великую Отечественную войну он испытал и горечь поражений (под Харьковом в мае 1942 года), и радость побед. Войска Третьего, а потом Второго Украинского фронтов под его командованием освобождали от врага Украину, Молдавию, Румынию, Венгрию, Чехословакию и Австрию.