В канун 75-летия Победы в Великой Отечественной войне одна из самых главных интриг заключается в том, кто же из глав иностранных государств приедет в Москву на торжественный парад. Приглашение уже получили президенты США, Австрии, Турции, Франции, премьеры Великобритании и Индии и другие лидеры. При этом далеко не все дали не то что положительный – хоть какой-то ответ.
Оно и понятно: присутствие на Параде Победы фактически означает признание роли СССР в разгроме фашизма, а это часто не вписывается в политическую позицию, занимаемую рядом стран. Каких?
Украина
С 2015 года на Украине вместо Дня Победы отмечают День памяти и примирения. Праздник в честь всех жертв Второй мировой войны был установлен, как в Европе, на 8 мая. 9 мая, по украинским законам, стал «Днём победы над нацизмом во Второй мировой войне». При этом от термина «Великая Отечественная» было решено отказаться, как и от использования советской символики.
Закон о замене Дня Победы Верховная рада приняла в рамках пакета документов о декоммунизации – политического курса, избранного бывшим на тот момент президентом Украины Петром Порошенко на фоне обострения отношений с Россией. Сам экс-глава государства в своих высказываниях доходил буквально до «исторической амнезии»: например, уравнивая роли Адольфа Гитлера и Иосифа Сталина в развязывании войны. Хотя даже подобные заявления трудно сравнить в своей абсурдности с его решением учредить вместо Дня защитника Отечества День защитника Украины и выбрать для нового праздника дату 14 октября – день основания Украинской повстанческой армии — военного крыла Организации украинских националистов (ОУН-УПА, запрещена в России – прим. ред.), воевавшего против Красной Армии.
Впрочем, далеко не все украинцы поддерживали Порошенко в его исторических изысканиях. По данным соцопроса, проведенного Центром «Социальный мониторинг» и Украинским институтом социальных исследований им. Яременко в марте 2015 года, почти 80 процентов жителей Украины выступали за сохранение празднования Дня Победы 9 мая. Но сама героизация украинских националистов и лично Степана Бандеры, поощряемая властями, сделала возможной ситуацию, когда бравые молодчики с трезубцем на груди нападают на беззащитных пенсионеров только потому, что на их груди красуется георгиевская лента.
А между тем, по оценкам историков, в боях за Украину погибло около трёх миллионов советских воинов.
Польша
Ещё чаще о «заговоре» Сталина и Гитлера можно услышать от польских политиков. В конце декабря у президента России Владимира Путина с ними даже разгорелась заочная перепалка. На расширенном заседании коллегии Минобороны 24 декабря глава российского государства допустил нелестные высказывания в адрес работавшего в 1930-х годах в Германии польского посла Юзефа Липского, который, по его словам, поддерживал идею Гитлера о высылке евреев в Африку. Путин также сообщил, что у Москвы есть документы, подтверждающие сговор Варшавы и Берлина, а чуть раньше, на пресс-конференции 19 декабря, он говорил, что Польша активно участвовала в разделе Чехословакии.
Ответ не заставил себя ждать: сначала польский премьер Матеуш Моравецкий обвинил Россию в попытке оболгать его страну, затем в МИД Польши был вызван российский посол Сергей Андреев. И столь яростная реакция могла бы говорить об обиде, которую президент РФ своими словами нанёс Варшаве. Однако на самом деле, уверены российские политики, Польша просто не готова принять реальность такой, какая она есть.
Ярче всего это подтверждают прошедшие в этой стране 1 сентября памятные мероприятия по случаю 80-й годовщины начала Второй мировой войны. На них присутствовали представители стран НАТО, Европейского союза и «Восточного партнёрства», но не была приглашена российская сторона. Хотя, как отметил пресс-секретарь президента России, Дмитрий Песков, любые мемориальные мероприятия в любой стране мира, которые посвящены годовщине Великой Отечественной и Второй мировой войн, без участия РФ не могут считаться полноценными.
Однако поляки в своём отрицании уходят гораздо дальше. Сергей Андреев в феврале 2018 года рассказывал, что с 2014 года в Польше снесли порядка 100 памятников советским воинам. Около 100 оставшихся регулярно оскверняются, и будущее их туманно: осенью 2017 в стране вступили в силу поправки в закон о запрете пропаганды коммунизма или иного тоталитарного строя, которые обязывают местные власти, в числе прочего, сносить монументы в честь солдат Красной армии.
К счастью, норма не касается кладбищ и мест захоронения, и останки красноармейцев могут лежать спокойно. А в Польше их немало – безвозвратные потери советских войск при освобождении страны составили, по оценкам Генштаба РФ, почти 12 миллионов человек.
Страны Прибалтики
Латвия, Литва и Эстония в ещё большей степени тяготятся своим советским прошлым. Здесь есть все худшие проявления «исторической амнезии»: обвинения СССР в сговоре с Германией, отрицание роли советских войск в войне и героизация нацизма, осквернение памятников, презрение к ветеранам и даже преследование партизан-антифашистов. Сталинизм в Прибалтике приравнивается к фашизму, и это во многом определяет риторику по отношению к России.
Прибалты часто припоминают России, что само по себе советское прошлое республик началось в 1940 году как следствие договорённостей СССР и Германии о ненападении и общей границе. В этом они также видят сговор Сталина и Гитлера, который стал причиной для войны, забывая при этом о существовании Мюнхенского договора между немцами, итальянцами, британцами и французами.
Такова цена интеграции в западное общество – избавление от моральных и материальных долгов перед Советским Союзом. Цена же освобождения Прибалтики – более 61 тысячи жизней.
Страны Европы
Переписывание итогов Второй мировой войны полным ходом идёт и в самом центре Старого Света. Формально его лидеры – Франция и Великобритания – не отрицают роли СССР в победе над фашизмом, но при этом существенно её принижают. В их представлении, которое активно внушается обществу, главный театр военных действий в 1939-1945 годах находился в сердце Европы. Именно здесь якобы решался исход битвы с фашистами, а никак не на заснеженных просторах России.
Даже Германия, хотя и выступает против пересмотра итогов войны, участвует в принижении позиции СССР и советского народа в борьбе против нацистов.
Кроме того, в позиции европейских стран всячески умалчивается тот факт, что именно их действия и попустительство привели к усилению Гитлера, результатом чего стал Мюнхенский сговор.
США
С наибольшей же энергией принизить роль СССР во Второй мировой войне стремятся Соединённые Штаты. Ими движет уже не чувство вины, как в случае с европейцами, а исключительно желание укрепить лидерские позиции на мировой арене. На «исключительный» вклад американцев в победу над немцами делается акцент во всех голливудских фильмах и сериалах о том времени. Более того, Вашингтон охотно спонсирует написание новых учебных программ по мировой истории в России и Западной Европе и даже поощряет пересмотр фактов войны историками.
В качестве такого примера ведущий научный сотрудник Института США и Канады РАН Юрий Морозов приводит труд американского историка Хэнсона Болдуина , в котором тот перечисляет 11 битв, предопределивших исход Второй мировой. По его мнению, это, в частности, операция «Маркет Гарден» в Голландии, высадка англо-американских войск в Нормандии, битва за атолл Мидуэй на Тихоокеанском театре военных действий. Среди схваток, в которых участвовала Красная армия, Болдуин упоминает лишь Сталинградскую битву.
«Существуют и другие варианты «решающих битв» и «поворотных пунктов». И во всех этих концепциях западных историков предпочтение отдаётся Тихоокеанскому и Североафриканскому театрам военных действий, а советско-германскому фронту отводится второстепенное место», — подчёркивает Морозов в статье «Фальсификация итогов Второй мировой войны в рамках информационной борьбы против России».
И другие
Стоит сказать, что подводить итоги такого глобального конфликта, как Вторая мировая война, невозможно, руководствуясь лишь одной точкой зрения. В конфликте приняло участие 62 из 74 существовавших на тот момент независимых государств, и у них у всех были свои интересы, которые они имеют полное право отстаивать и сейчас. Правда, заниматься этим нужно, не забывая о чести, справедливости и здравом смысле.