Период Гражданской войны в России стал временем не только политического, но и культурного размежевания. Это отразилось и в такой маргинальной, но показательной сфере, как искусство татуировки. Наколки бойцов противоборствующих армий имели разное происхождение, выступая в роли своеобразных «визуальных паспортов».
Татуировки в Красной Армии
Традицию нанесения татуировок в Красную Армию принесли две основные социальные группы. Балтийские матросы, сыгравшие заметную роль в революционных событиях, были основными носителями «тату-культуры». Их тело часто украшали классические морские мотивы: якоря, русалки, цепи и морские коньки. Известны и более мрачные примеры, как у матроса, казненного в Туле в 1918 году, на груди которого была вытатуирована фраза: «Море – могила моряка».
Многие революционеры, отбывавшие наказания в царских тюрьмах, контактировали с криминальным миром, откуда перенимали определенные обычаи. Криминолог Михаил Гернет в своем труде «Преступный мир Москвы» описывал популярные в той среде сюжеты: сердца, птицы, бабочки. Встречались и откровенно циничные изображения, как, например, у анархиста Шлемы Асина, убитого в 1917 году, на теле которого были найдены татуировки с обнаженной женщиной и непристойными символами.
С началом полномасштабных боевых действий появились и новые, политические татуировки. Красноармейцы стали набивать себе пятиконечные звезды и всадников в буденовках. Исследователи Александр Куляпин и Ольга Скубач сравнивают такие изображения с «клятвами на верность» новой власти. Интересно, что пресловутые портреты Ленина и Сталина на груди получили распространение значительно позже, в основном в сталинскую эпоху.
Татуировки в Белой армии
В среде белогвардейцев, которые в массе своей происходили из более обеспеченных слоев, источники татуировок были иными. На рубеже XIX-XX веков в высшем обществе Российской империи вошли в моду восточные, в частности, японские традиции. Известно, что подобная татуировка с изображением дракона на правой руке была у императора Николая II. Правда, сделал он ее, еще будучи цесаревичем, во время визита в Нагасаки в 1891 году.
Эта мода стала доступнее в годы Первой мировой войны, когда в Россию прибыло множество рабочих из Китая. Считается, что именно китайские мастера могли сделать татуировки одному из самых колоритных лидеров Белого движения – атаману Борису Анненкову. На сохранившейся фотографии с обнаженным торсом видны татуировки в восточном стиле: змеи, драконы, журавль и паутина.
Кроме того, в Белой армии был популярен символ «Адамовой головы» (череп со скрещенными костями), который накалывали как знак готовности умереть за правое дело. По некоторым данным, такие татуировки были распространены среди казаков анненковского отряда. Существует также версия, что сам Анненков наколол себе этот символ уже в эмиграции, находясь в китайской тюрьме.
В 1920-30-е годы татуировка в СССР находилась под негласным запретом, ассоциируясь с уголовным миром и «пережитками прошлого». Однако с началом Великой Отечественной войны практика нанесения тату в армии возродилась, чему способствовал приток бывших заключенных. Солдаты стали накалывать памятные символы, связанные с ключевыми сражениями, например, орла с пушкой в память об обороне Севастополя.

