16/02/23

Какие требования выдвигало КГБ к агентам-женщинам

Известно, что легендарный разведчик Рихард Зорге нелестно отзывался о женщинах-резидентах. Он считал их чересчур сентиментальными и эмоциональными, а также слабо разбирающимися в военных и политических вопросах. «Даже если вы привлечете их для шпионажа за собственными мужьями, у них не будет реального представления, о чем говорят их мужья», — писал он.

Тем не менее в КГБ активно привлекали женщин для работы во внешней разведке.

Искусство обольщения

С мнением Зорге соглашались и сами женщины-разведчицы. Например, Галина Федорова, работавшая в годы «холодной войны» в США, говорила, что женщина — «натура чувствительная, хрупкая, легкоранимая». Но при этом считала, что эти слабости можно обратить в мощные рычаги воздействия в личных отношениях с мужчинами. Поэтому в КГБ делали серьезную ставку на обольщение.

Рассказывают, что под Казанью даже существовала специальная школа, где из студенток и стажерок делали прожженных и циничных разведчиц-обольстительниц. Там, как, извините, в публичном доме, были девушки на любой вкус. Пристрастия будущего объекта тщательно изучались, а встреча обставлялась, как случайная. Причем, задача девушки была — не просто очаровать «клиента», но и установить подслушивающую аппаратуру.

«Ночные бабочки»

В СССР ходили слухи, что КГБ привлекает к «работе» валютных проституток. Однажды этот вопрос даже задавали главе ведомства Владимиру Крючкову. Тот ответил уклончиво, сказав, что у органов есть «более надежные помощницы». Слухи, конечно, не прекратились. Тем более, что в качестве сотрудниц в органы брали в основном только привлекательных женщин. Кандидаток отбирала и оценивала специальная комиссия. Справедливости ради, стоит отметить, что выбор происходил не только по внешним признакам: оценивались также навыки разведывательной и аналитической работы, знание мужской психологии, умение работать с техникой и т.д.

Артистизм и умения распознавать голоса

Кроме того, от женщин, работавших в КГБ, требовалось знание иностранных языков и актерские навыки. Поэтому те, у кого за плечами был подобный опыт, имели определенные преимущества перед остальными кандидатками. Так, например, актрисой была Ольга Чехова, работавшая в 1930-40-х годах в Германии. Она состояла в близких отношениях с Герингом и Геббельсом, от которых получала информацию о планах фюрера. Конечно, актерское образование не было обязательным требованием, но соответствующие таланты — да.

Кстати, операторами на «прослушке» тоже обычно были женщины. В силу особенности работы от них не требовалось модельной внешности. Зато они обладали другим специфическим навыком — умением распознавать 50 и более голосов.