04/06/21

Какие восстания происходили в Чечне в Великую Отечественную

В начале Великой Отечественной войны в Чечено-Ингушетии наблюдалось дезертирство. Об этом говорилось в докладе от 9 ноября 1943 года на имя Лаврентия Берии, составленном комиссаром госбезопасности, Богданом Кобуловым. Многие горцы не просто прятались, а организовывались для борьбы с Советами.


Согласно исследованию историка Игоря Пыхалова в январе 1942 года из Чечни и Ингушетии удалось призвать только половину призывников. Весной 1942 года призыву в Красную армию подлежало 14,5 тысяч горцев, из них от службы уклонилось 93%. Всего дезертировало 62 тысячи чеченцев и ингушей. Часть молодых людей ушла в горы и пополнила местные банды, ведущие борьбу против советской власти.

К 1944 году только в Грозненской области разгромили 197 банд. В ходе оперативных действий 657 бандитов было убито, 2762 арестовано, более тысячи явились с повинной. Уникальность ситуации состояла в том, что к началу Великой Отечественной войны «старые абреки» и непримиримые духовные лидеры оказались выбиты, а костяк новых банд составили вчерашние комсомольцы и молодые коммунисты, получившие образование в советских техникумах и ВУЗах.


Летом 1941 года на нелегальное положение перешел член коммунистической партии, Хасан Исраилов, из тейпа Терлой. До того как стать бандитом, Исраилов учился в коммунистическом университете трудящихся Востока, носившем имя Сталина.

Уйдя в горы, Хасан Исраилов и его брат стали готовить всеобщее восстание, для чего провели более 40 встреч с жителями горных аулов. Исраиловым удалось организовать вооруженные отряды в ряде районов Чечни. Свою деятельность боевые группы проводили в пределах местности, из которой происходили ее бойцы.

Хасан Исраилов, ставший лидером движения, посылал своих агентов в соседние с Чечено-Ингушетией территории. Всеобщее восстание планировалось на осень 1941 года, когда к Северному Кавказу подойдут немецкие войска, но из-за провала немецкого плана "Блицкриг" у Исраиловых ничего не вышло.


Историк Игорь Пыхалов выяснил, что 28 января 1942 года во Владикавказе Исраилов провел подпольное собрание, на котором была создана «Особая партия кавказских братьев». Целью объединения стала борьба с советской властью за создание федерации кавказских народов под покровительством нацистского рейха. Позже Исраилов назвал организацию «Национал-социалистическая партия кавказских братьев». В нее входило более 5 тысяч человек. В декабре 1944 года Исраилова ликвидировали в ходе спецоперации.

По данным российских историков Ахмадова и Хасмагомадова, Исраилов находился под контролем НКВД. Советские спецслужбы знали о его контактах с немецкими агентами. Исраилов был приманкой, через которую выявлялись антисоветские группы, нацистские диверсанты и каналы связи с германской разведкой. Архивные документы подтверждают факт секретной переписки Хасана Исраилова и наркома НКВД Чечено-Ингушетии Виктора Дроздова.


Обычные горцы не знали об играх разведок и 21 октября 1941 года жители аула Хилохой подняли восстание. Горцы разграбили колхозное имущество и обстреляли направленную для восстановления порядка вооруженную группу. Для ареста лидеров НКВД послало в хутор 40 бойцов, которых командир поделил на два отряда. В результате одну из групп бандиты окружили. После перестрелки оперативники сложили оружие и были расстреляны. В живых осталось только 4 человека. Вторую группу блокировали в селе Галанчож и также разоружили. Для усмирения восставших властям пришлось привлечь армейские части.

29 октября произошло восстание в селении Борзой, вызванное арестом Найзулы Джангиреева, отказывавшегося выполнять трудовую повинность и подстрекавшего к этому соседей. Местные жители отбили арестованного и прогнали милиционеров. На следующий день отряды НКВД взяли Борзой штурмом, а самые активные участники восстания ушли в горы.


В ноябре 1941 года была создана подпольная организация во главе с Майрбеком Шериповым, который был членом ВКП(б) и руководителем Леспромсовета Чечено-Ингушетии. В угоду немцам объединение именовало себя национал-социалистическим. Шерипов собрал вокруг себя главарей местных группировок, уголовников, дезертиров и наладил связь со старейшинами ряда тейпов. Центром движения стал Шатоевский район, где жили многочисленные родственники лидера движения.

В августе 1942 года Майрбеку удалось поднять восстание в нескольких районах. Мятежники разграбили колхозное имущество, разгромили партийные и государственные здания. Успех мятежа обусловило предательство начальника НКВД Идриса Алиева, отвечавшего за борьбу с бандитами. За сутки до восстания он отозвал из района оперативников и солдат.

20 августа полторы тысячи горцев блокировали райцентр Итум-Кале, но его гарнизон отбил все атаки мятежников. После подхода двух рот НКВД местные жители сдались, а уголовники и бандиты скрылись в горах. Шерипов попытался объединиться с Исраиловым, но в ноябре 1942 его выследили и застрелили сотрудники госбезопасности.

Отдельный отряд создал заброшенный на Кавказ унтер-офицер вермахта, Реккерт. Для разгрома новой группы сотрудники НКВД активно использовали шпионов и местных врагов бандитов. Большинство добровольцев после первых поражений разбежались по домам, а Реккерта убили в одной из перестрелок. Главного союзника Реккерта, Расула Сахабова, убил его кровник, Рамазан Магомадов, который также был бандитом, но получил за это прощение советской власти.